О возможной войне между Ираном и Израилем, и какую позицию в этом вопросе займет Россия, рассказал в своем интервью Novayaepoxa.Com военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, Александр Перенджиев.
— Некоторые эксперты отмечают, мир сейчас находится на грани большой ближневосточной войны между Ираном и Израилем. Как вы оцениваете данный тезис и насколько война реалистична?
— Расцениваю не просто эти заявления, как провокационные, но и как провокаторские. По сути, они являются не результатом экспертно-аналитических размышлений, а как раз обычным желанием подтолкнуть два государства, ведущих уже многие годы борьбу за лидерство в ближневосточном макрорегионе, к прямому военному конфликту.
Действительно, отношения между Ираном и Израилем резко обострились в последнее время из-за боестолкновений. Но о том, чтобы руками израильтян начать войну против персов, давно мечтали в США, еще задолго до событий в Сирии. Официальный Вашингтон то лично сам выступает против официального Тегерана, то подталкивает выступить против него официальный Тель-Авив. В особенности после того как не удалось осуществить в Иране «цветной» переворот.
Сдержать нарастающее напряжение в ирано-израильских отношениях удастся при помощи России, Турции и даже Евросоюза. В Брюсселе справедливо полагают, что открытая война между официальными Тегераном и Израилем вынудит Иран выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий и стать новой ядерной державой, что и больше обострит ситуацию на Ближнем Востоке. Но одновременно усилит положение самого Ирана, как на Ближнем Востоке, так и в мире в целом. Неужели этого добиваются на Западе? Конечно же, нет! Поэтому многие политики даже в самих США также будут участвовать в недопущении открытого военного конфликта между Ираном и Израилем.
— Если же все-таки будет война, то понятно, что Израиль получит поддержку Запада. В таком случае может ли Иран рассчитывать на поддержку России?
— Полагаю, что в данном случае Россия окажет поддержку Ирану. При этом, в настоящее время взаимодействие между официальными Москвой и Тегераном в военной сфере носит сдержанный характер. В случае начала агрессии против Ирана, Россия будет рассматривать как агрессию против нее самой. Усиление боевого и военно-технического взаимодействия между нашими странами приведет к резкому усилению обоих государств на Ближнем Востоке. Полагаю, что такой «проект» не входит в планы ни США, ни Израиля, ни государств Евросоюза.
— Говоря о глобальной войне на Ближнем Востоке, нужно отмечать, всех игроков, а именно роль Саудовской Аравии, Египта и Турции. Каково будет положение этих стран?
— На этот вопрос ответить очень сложно. Он требует по каждой названной стране детального анализа и проработки. Тем более, что каждая из названных стран находится в противоречивых отношениях с США, Россией, Израилем и другими влиятельными субъектами международного права на Ближнем Востоке. В любом случае, Саудовской Аравии, Египту и Турции предстоит делать тяжелый выбор в выборе своей стратегии, а также в определении
союзников и противников.
Беседовал: Ниджат Гаджиев