Визит Зурабишвили в Баку: что изменится в геополитике Южного Кавказа?

О визите нового президента Грузии Саломе Зурабишвили в Азербайджан и о его результатах рассказал в своем интервью Novayaepoxa.Com грузинский эксперт, политический консультант политический консультант Кавказского Института Стратегических Исследований Гела Васадзе.

— Как можно оценивать визит нового президента Грузии в Азербайджан? Какие результаты переговоров?

Гела Васадзе

— Начну с того, о чем я уже говорил, вернее с того, о чем пока не говорил. Визит Зурабишвили в Баку оказался гораздо интереснее, чем я ожидал. Настолько интереснее, что мне пришлось даже изменить тему следующей передачи Большая игра. Собирался поговорить о выборах в Украине, до них остался ровно месяц, но поговорим в следующий раз. Теперь про то, что же такого интересного было в визите Зурабишвили. Ещё в период предвыборной кампании я говорил о том, что функции будущего президента будут функциями этакого суперминистра иностранных дел и посла по особым поручениям Иванишвили. Было понятно, что Зурабишвили может быть очень полезна в Европе, и особенно во Франции, но не совсем понятно, насколько она может быть полезна в региональной политике.

Так вот, визит показал алгоритм действий фигуры Зурабишвили в региональной политике. Во-первых, Зурабишвили, как лицо не обладающее реальной властью, может легко ставить проблемы, без претензий их решить в ближайшее время. Например, проблема демаркации границы, та самая проблема, о которой старались не говорить, потому что она не имеет быстрого решения, и постановка этой самой проблемы со стороны политика, обладающего реальными рычагами власти, означала бы её актуализацию на уровне принятия решения. Когда такую проблему ставит Зурабишвили, это означает актуализацию, но никак не необходимость скорого решения. То же самое касается и грузинского населения на северо-западе Азербайджана. Периодически проблематика грузин в Азербайджане всплывала на форумах и в социальных сетях, причем часто на уровне спекуляций. Так что говорить об этом можно.

Второй момент, известный азербайджанский журналист Шаин Рзаев задал мне вопрос, говорили ли раньше грузинские лидеры про оккупацию Карабаха, заметив, что он не помнит. Честно говоря, я тоже не вспомнил, хотя может быть и говорили. Зурабишвили сделала это легко, и это тоже связано с её статусом политика, лишенного реальной власти. Делать из этого далеко идущие выводы не следует, хотя тот факт, что у Зурабишвили особые отношения с французами, а Франция, пожалуй, самая проблемная страна для Азербайджана в Европе, упускать из виду не следует. То есть Зурабишвили сделала всё возможное, чтобы понравиться в Баку, насколько это ей удалось покажет время. Ещё более интересно, насколько удастся решить главную проблему, проблему коммуникации между властями Грузии и Азербайджана, тоже покажет время.

— Оправдались ли страшные прогнозы некоторых недоброжелателей по поводу резкого ухудшения азербайджано-грузинских отношений?

— По прогнозам, самое неблагодарное дело — это слушать некомпетентных людей

— Ильхам Алиев после встречи с Зурабишвили заявил, что остался довольным результатами переговоров, что Азербайджан и Грузия продолжат стратегическое партнерство со всех сферах. Зурабишвили тоже подтвердила это. Теперь можно с уверенностью сказать, между Азербайджаном и Грузией нет никаких проблем?

— Что значит нет проблем? Можно с уверенностью сказать, что между Грузией и Азербайджаном проблемы есть, и это нормально. Но уровень отношения между странами определяется не отсутствием проблем, если проблем нет, то нет и отношений, а способностью решать их оперативно и эффективно, если это текущие проблемы. А если проблемы старые, делать так, чтобы они не мешали в развитии на других направлениях.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.novayaepoxa.com

2167