Вчера в Украине закончился долгий и изнурительный процесс под названием «предвыборная гонка». Весной состоялось два тура президентских выборов, в которых, как известно, с разгромным результатом победу получил комик Зеленский. Вчера же состоялись парламентские выборы, которые называли «третьим туром» президентских выборов. . На новый парламент возлагались большие надежды, ведь Украина – парламентско-президентская республика, и именно в Верховной Раде принимаются все важные для страны решения. Таким образом, именно парламент мог стать рычагом сдерживания и противовеса порой не адекватных решений Зеленского. Но…И эту битву Зеленский также выиграл Случилось то, чего никто не ожидал, и никакие прогнозы аналитиков не оправдались – Зеленскому удалось практически узурпировать всю власть в стране – и законодательную, и исполнительную. Чуда не случилось.
Ситуацию, которая сложилась на украинском политическом поле специально для Novayaepoxa.com прокомментировал украинский политолог, глава Центра «Эйдос» (Центр политических студий и аналитики) Виктор Таран.
— Доброе утро, Виктор.
— Вы смеетесь? Оно совсем не доброе.
— Вот о недобром для Украины постизбирательном утре давайте и поговорим. Национальный экзит-пол и предварительные подсчеты результатов парламентских выборов ЦИК показали, что в парламент прогнозируемо заходят 5 политических сил. Наибольшее количество голосов набирает президентская партия «Слуга народа» — чуть больше 42%, за ней следует «Оппозиционная платформа «За жизнь», руководимая путинским кумом Виктором Медведчуком – около 13%, «Европейская солидарность» Петра Порошенко со своими около 9%, «Батькивщина» Юлии Тимошенко – 8% и «Голос» певца Святослава Вакарчука, которая немного не дотягивает до 7%. Все другие партии не сумели набрать необходимые 5%, чтобы быть представленными в парламент. Вполне прогнозируемый результат, не так ли?
— Если говорить о результатах кампании по многомандатным округам, то они для меня не стали неожиданными, потому что все рейтинги показывали, что именно эти 5 партий проходят в парламент. Единственно, что для меня стало неожиданностью, это те результаты, которые получились на мажоритарных округах и на которых, как показывает сейчас екзит-полы, больше чем в 110 округах побеждают представители партии «Слуга народа». Такого результата я не ожидал, потому что таким образом дополнительно к президентской партии в парламент заходит еще около 80 человек. Я все-таки надеялся, что люди оценят работу сильных мажоритарщиков, которые за это время очень много сделали для страны, которые не ассоциировались с властью и были в оппозиции. Это и Борислав Береза, и Виктор Чумак, и Вика Пташник, Леонид Емец, Павел Ризаненко – это люди, которые всегда были против власти и были очень эффективными законотворцами.
— Если говорить о предварительных результатах, сколько в общей сложности «Слуга народа» заводит в парламент и можно ли уже сегодня говорить об однопартийном большинстве в парламенте?
— По состоянию на сейчас, на сайте ЦВК висит информация, что они заводят 227 голосов, а для формирования большинства, напомню, нужно 226 человек. И сейчас можно с уверенностью говорить, что они действительно формируют однопартийное большинство. Я думаю, что приблизительно такой результат и останется, плюс они «доточат» до своей фракции еще и самовидвиженцев человек 15-20, сформируют стойкое большинство и уже не будут ни от кого зависеть.
— Чем грозит для украинского парламентаризма и для Украины в целом однопартийное большинство?
— Мы получили уникальную ситуацию в Украине, когда вся власть в стране сконцентрирована в руках одного человека. Такого в истории новейшей Украины еще не было – всегда был баланс власти, а теперь и президентская власть, и правительство, и парламент – все сосредоточено в одних руках. Это реальная угроза для демократии, потому что в таком случае не работает самый главный институт демократии — механизм удержания и противовеса. То есть, по факту, мы имеем узурпацию власти. Более того, нет целостности и в оппозиции – даже во времена Януковича оппозиция была едина: и «Свобода», и «Удар» и «Батькивщина» были монолитной командой. Сейчас имеем ситуацию, когда «Голос», «Европейская солидарность» и «Батькивщина» между собой поссорились, и они не могут создать единого фронта борьбы против этой узурпации. Поэтому ситуация очень тревожная и мы понимаем, что такую узурпацию власти можно использовать и во благо, и во зло. Теперь все будет зависеть от Зеленского – как он будет использовать ту власть, которая на него свалилась.
— Вы говорите, что нет единой оппозиции, но накануне выборов некоторые кандидаты от «Голоса» заявляли, что они будут поддерживать курс «Европейской солидарности» — а это европейский и евроатлантический курс.
— Наоборот, они говорили, что хотят войти в коалицию со «Слугой народа» и всю предвыборную кампанию критиковали Порошенко, заявляли, что будут писать коалиционное соглашение со «Слугой народа». Но об этом можно было бы говорить, если бы «Слуга народа» имел 200 депутатов, тогда Вакарчук или Тимошенко были бы им нужны. А сейчас им уже никто не нужен – они имеют абсолютную власть – зачем им с кем-то делиться абсолютной властью? У них будет даже запас своих голосов.
— В партии «Слуга народа» неоднократно заявляли о том, что Конституция требует изменений, и они будут вносить правки в Основной закон Украины. А для этого им нужно конституционное количество голосов – 300+1. В любом случае им придется с кем-то договариваться…
— Конституционные изменения – это разовые изменения и под них можно разово договориться. Если, скажем, это будут изменения под судебную реформу – под это могут дать свои голоса и «Батькивщина», и «ЕС», и «Голос», а если эти изменения будут касаться внеблокового статуса, то под это с удовольствием голоса отдаст «Оппозиционная платформа «За жизнь». То есть если им нужно будет набрать еще 50-60 голосов, то они могут балансировать. Когда ты входишь в коалицию – ты берешь ответственность. Но для того, чтобы эту ответственность нести, ты должен на что-то влиять. А сейчас что мы получили? У них есть 240 депутатов. У них другие фракции спрашивают : «Можно к вам во фракцию?» — «Ну, заходите, но вы или заходите и голосуйте, как мы скажем, или не заходите». Поймите, решения уже не будут приниматься в парламенте, решения будут приниматься на Банковой (улица, где находится Офис президента – ред.). Депутатам просто будут доносить решения и говорить: «а вы теперь за это голосуйте». И Вакарчук сегодня оказался в дурной ситуации: или он должен это все поддерживать, войдя в большинство со «Слугой народа» ни на что влияя и брать ответственность, не имея при этом рычагов власти или как? Тогда зачем такая коалиция вообще?
— После президентских выборов все конечно были шокированы результатом и таким огромным разрывом между Порошенко и Зеленским. И тогда очень большие надежды возлагались на парламент, который бы имел механизмы противостояния и сдерживания, ведь у нас все еще парламентско-президентская республика. Сегодня уже можно говорить, что эти надежды развеялись в пух и прах?
— Все понимали прекрасно, что чем раньше состоятся выборы, тем плачевней будет результат. Поэтому Зеленскому так важно было поскорее провести парламентские выборы. И первое, что он сделал на своем посту – разогнал Верховную Раду и объявил досрочные выборы. Потому что если бы выборы состоялись по плану, в октябре, к этому моменту его рейтинг уже начал бы стремительно падать, люди бы начали разочаровываться, как это все бывает. И тогда большинства на основании одной партии не было бы сформировано.
— Вы уже упомянули, что большинство берет на себя ответственность, и у людей до сих пор сохраняются большие надежды на нового президента и его политическую силу. Но планка ожиданий поднята очень высоко, и ее очень сложно будет удержать. Еще до выборов ваши коллеги, политологи, прогнозировали, что Верховная рада 9 созыва будет не долговечна и не за горой опять досрочные выборы. Такие прогнозы остаются в силе?
— Об этом говорили исходя из того, что у «Слуги народа» не будет абсолютного большинства и они будут вынуждены балансировать между «Батькивщиной» и «Голосом», у них при этом ничего не будет получаться и через год они пойдут на досрочные выборы. Но конфигурация получилась совершенно другая – они получили стабильное большинство. Все. Это большинство не распадется. Как может распасться коалиция, у которой достаточно голосов? Все прогнозы, которые были сделаны аналитиками накануне выборов, сейчас уже не актуальны, потому что они исходили из того, что «Слуга народа» набирает максимум 200-210 депутатов по списку и по округам. Но этого не произошло. Поэтому все прогнозы сегодня можно скрутить в трубочку и засунуть сами знаете куда.
— Судя по списку, партия «Слуга народа» очень не профессиональная – в парламент зашли полные нули, дети, с абсолютным отсутствием опыта государственного управления и законодательной работы. А Украина, скажем мягко, сегодня находится в своем не самом лучшем экономическом положении. Сложно представить, что ждет страну с таким не профессиональным парламентом…
— Что напишут на Банковой, что напишут в МВФ, что напишет Коломойский (олигарх, которому приписывают спонсирование Зеленского – ред.), то они и будут принимать, как зайчики. И что нас теперь ждет – не понятно, потому что центр управления парламентом впервые за года независимости переносится с парламента на Банковую. Такого никогда не было. А что придет в голову «банковой» — этого не знает никто.
— Вы упомянули имя Коломойского.. Теперь именно Коломойский будет управлять Зеленским и вершить судьбу страны?
— Нет, конечно. Коломойский будет иметь влияние на 15-20 депутатов-мажоритарщиков. А это количество людей для него уже не играет «золотой акции». Он конечно будет как-то влиять, но не абсолютно.
— Ну а кто тогда будет главным кукловодом страны?
— Зеленский сам будет со всем прекрасно справляться. Ему никакой кукловод не нужен. Он сформировал список из детей, которые ему лично преданны, как пионерская гвардия. Он им будет говорить: «вы были никем, а теперь вы кто? Вот я вам дал мандат, и вы теперь руководите страной. И не высовывайтесь». А учитывая то, что, как сказал глава партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков, депутатскую зарплату поднимать не будут и она останется на уровне 25 тысяч гривен, а это даже меньше тысячи долларов, то у меня есть большие подозрения, что они будут получать зарплату в другом месте и таким образом будут полностью контролируемые. Вот и все.
— Избрание премьер-министра в Украине – всегда длительный и драматический процесс. Так же как и избрание президиума парламента – спикера и его двух заместителей. Задолго до окончания парламентской гонки на политическом олимпе нарисовалось много желающих занять ключевые посты в стране. На этот раз «премьериада» и «спикериада» какой будет?
— Ее не будет. Премьера назначат за один день. За один день назначат и спикера, и премьера – то есть до конца августа мы будем иметь уже все. У них большинство. Шахматная доска уже давно расписана. У них все готово.
— В любом случае, украинцы уже не раз демонстрировали, что они делают с властью, которая их не устраивает и не оправдывает их ожидания. Последний пример – свержение Януковича. Украина пережила две революции – Оранжевую в 2013 году и революцию Достоинства в 2013-14 годах. Сегодня тоже говорят, что если Зеленский будет игнорировать мнение народа, подобная ситуация может повториться…
— По состоянию на сегодня я такую возможность оцениваю очень пессимистически, потому что как показали результаты голосования, Зеленский полностью выиграл Киев в мажоритарных округах. А Киев всегда был главным двигателем всех революций, всех майданов, всех уличных движений. И всегда перед майданами и революциями в Киеве побеждала оппозиция. Сейчас тотально победил Зеленский. В таких условиях майдан и уличные протестные движения вряд ли возможны. Хотя… время покажет.
Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева