На вопросы «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» отвечает украинский эксперт, специалист по Турции Григорий Мавров:
— Переговоры по Ливии, и в Москве, и в Берлине закончились «ни с чем». Эрдоган решительно намерен поддержать законное правительство Ливии, а коалиция России, Египта, Франции и ОАЭ упорно поддерживает Хафтара. Можно ли ожидать более масштабную войну в этой стране в ближайшее время?
— Судя по всему, Москва начала разочаровываться в Хафтаре, хотя, безусловно, еще рано делать какие-то выводы. Главные спонсоры Хафтара, то есть Эмираты и Саудовская Аравия, не готовы к тому, что предлагалось в Москве и Берлине. Однако не стоит ожидать прямого вступления этих стран в войну, точнее это практически невозможно. Саудовская Аравия довольно основательно завязла в Йемене, где несет серьезные потери, а Эмираты вряд ли способны оказать Хафтару помощь, достаточную для серьезного изменения баланса сил.
— Пока официально ни Анкара, ни Москва не заявляют о своих разногласиях по поводу Ливии, но многие эксперты считают, что ливийский конфликт может серьезно поссорить Турцию и Россию. Что вы думаете по этому поводу?
— Все последние годы мы наблюдаем расширение списка проблем, которые могут поссорить Анкару и Москву. Вместе с тем обе страны находят способы, чтобы не допустить конфликта подобного тому, что произошел после того, как турки сбили российский военный самолет, нарушивший воздушное пространство Турции. Что касается Ливии, то пока действия Москвы и Анкары напоминают действия дуэта и не похожи на действия противников. Вероятнее всего они согласовали какой-то свой план по Ливии и планируют его придерживаться. Поэтому в условиях, когда существуют более весомые игроки, а на ливийском театре, Эмираты и Саудовская Аравия имеют гораздо больше потенциала, чем Россия и Турция, последние будут действовать сообща.
— Пассивность в вопросе решения конфликта в Донбассе и политического процесса вокруг аннексии Крыма наводит на мысль, что будто Украина «устала» от борьбы за эти территории, что Крым и Донбасс уже пополнили список замороженных конфликтов на территории бывшего СССР. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Я не уверен, что в Киеве по-прежнему верят в возможности политического процесса относительно возвращения указанных территорий. Как вы знаете, переговоры между Зеленским и Путиным в рамках Нормандского формата, как это и предсказывали многие эксперты, зашли в тупик. Зеленский не пошел на уступки, которые требовал Путин и, судя по всему, убедился, что Москва не заинтересована в мирных переговорах и рассматривает их, скорее в качестве дополнительного способа давления на Украину. Поэтому весьма вероятно, что Зеленский вернется к “стратегии Порошенко”, которая, в теории, предусматривала тотальное огорожение от оккупированных территорий, а в качестве основных мер воздействия, способствовала международному нажиму на Москву, особенно по части увеличения санкционного давления. Скорее всего, другой стратегии возвращения Крыма и Донбасса не существует. По крайней мере, до того момента, пока в Кремле не решат прекратить множить горячие точки, а это возможно только после смены власти.
Беседовал: Кавказ Омаров