Вагиф Мугаллы: «Тогрул Нариманбеков — гордость и достояние Азербайджана» — ИНТЕРВЬЮ

Недавно в Азербайджанском Национальном Музее Искусств прошло мероприятие, посвященное жизни и творчеству Народного художника СССР и Азербайджана, выдающегося живописца Тогрула Нариманбекова.

Мероприятие, приуроченное к пятилетней годовщине мастера, было организовано Азербайджанской Государственной Художественной Галереей и Национальным Музеем Искусств Азербайджана при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать со старшим научным сотрудником АГХГ, искусствоведом и главным инициатором данного мероприятия Вагифом Мугаллы, который рассказал про главные цели проведения данного мероприятия, почему был выбран именно Тогрул Нариманбеков и в чем важность подобных памятных вечеров.

— Вагиф, добрый день! Расскажите про основную цель проведения недавнего мероприятия…

— Здравствуйте! Цель мероприятия – почтить светлую память выдающегося азербайджанского живописца, несравненного мастера кисти Тогрула Нариманбекова. В этом году исполнилось пять лет, как гениальный художник покинул этот мир. Его кончина стала настоящим потрясением для всех. Ведь Нариманбеков – это легендарный азербайджанский художник, золотыми буквами вписавший свое имя в историю азербайджанской живописи и мировой культуры.

— Почему был выбран именно Тогрул Нариманбеков? Я слышал, что Вы по-особенному относитесь к этой личности…

— Вы правы! Нариманбеков был выбран не случайно. Объясню почему. Во время получения образования в Турции я выразил желание в качестве темы своей дипломной работы взять жизнь и творчество Тогрула Нариманбекова. Узнав об этом, мой научный руководитель задала мне вопрос – «В Азербайджане много известных прославленных художников, почему вы остановили свой выбор именно на Т.Нариманбекове?». Я ответил, что на это существует целый ряд причин, которыми сейчас поделюсь с вами. Я до глубины души восхищаюсь творчеством этого прославленного мастера. Этот человек, которого очень люблю и уважаю, близок мне по духу.

Он жил в советское время, но его работы были далеки от социального реализма. Помимо этого, он провел свои студенческие годы в Литве, в молодости очень часто отправлялся в Узбекистан, чтобы навестить свою маму. Несмотря на то, что Нариманбекову довелось жить в таких странах, как Россия, США, Люксембург и Франция, общаться с представителями разных культур и народов, он никогда не терял свое самосознание и национальную идентичность, все его творчество пропитано любовью к родному Азербайджану, ведь он на своих полотнах с чувством воспевал красоту родной земли, обычаи и традиции своего народа. В своем творчестве ему удавалось создавать уникальный микс – синтез национальных особенностей и современности. Одно из качеств, которое мне особенно нравилось в Тогруле Нариманбекове, это его постоянное стремление вперед, поиск чего-то нового, самосовершенствование, работа над собой, творческие поиски. Он никогда не останавливался на достигнутом, с годами раскрывая свой богатый потенциал. Его творчество – это настоящая энциклопедия азербайджанской живописи.

Большую роль в развитии Тогрула Нариманбекова как большого мастера сыграли богатые традиции азербайджанского искусства, образцы старинной миниатюры и ковроткачества.

В своем творчестве Нариманбеков обращался, можно сказать, ко всем жанрам, он не работал в строгих рамках. Созданные им натюрморты, портреты, пейзажи, росписи стен, книжные иллюстрации, стенографии, театральные декорации стали уникальными произведениями искусства, в каждом из которых виден свойственный Нариманбекову стиль, благодаря которому его работы всегда выделяются на фоне произведений других живописцев. Его почерк и стиль ни с кем не спутаешь.

То, что уже на ранних этапах творчества Нариманбеков использовал свой отличительный ни на кого не похожий стиль, у многих вызывало неодобрение и критику, несмотря на которые он продолжал работать и не отступал от своей творческой манеры и техники письма. В его произведениях мы видим великолепное сочетание теплых цветов, яркой палитры восточной школы и глубокие философские размышления с холодными тонами и интеллектуализмом, свойственными западной школе.

Не могу не отметить, что наряду с живописью, Нариманбеков серьезно занимался вокалом. Во время получения художественного образования в Литве он параллельно окончил факультет вокала Литовской Консерватории, а впоследствии брал частные уроки вокала в Италии, что помогало ему оттачивать свое мастерство. Музыкальные и поэтические способности Нариманбекова также находят отражение и в его художественном творчестве.

Главная причина, почему мой выбор пал на Тогрула Нариманбекова, в том, что он всегда сохранял свою национальную идентичность, воспевал ценности (обычаи, традиции) своей родной земли, народа, живя за границей, о чем мы говорили выше. Сюда также можно добавить его способность работать во всех жанрах изобразительного искусства и создавать шедевры в свойственной себе манере.

Тогрул Нариманбеков – гордость и достояние Азербайджана, один из самых ярких мастеров кисти изобразительного искусства страны. Необходимо глубже изучать его жизнь и творчество, пропагандировать и передавать эту информацию последующим поколениям.

Произведения художника демонстрируются в выставочных залах, художественных галереях и музеях искусств, в том числе Национальном музее искусств Азербайджана и Азербайджанской государственной художественной галерее, хранятся в частных коллекциях.

Т.Нариманбеков скончался 2 июня 2013 года на 83-м году жизни. Художник похоронен в Париже на центральном кладбище Пасси.

— Как прошло мероприятие?

— Мероприятие открыл глава Азербайджанской Государственной Художественной Галереи и заведующий сектором изобразительного и декоративного искусства Министерства культуры АР Галиб Гасымов, который поприветствовал гостей, подчеркнул важность данного мероприятия и отметил необходимость регулярного проведения подобных вечеров. Затем он предоставил слово мне.

В свою очередь я также поприветствовал гостей и поблагодарил их, что они нашли время прийти на это мероприятие. Затем заслуженный артист Азербайджана, великолепный тенор Адиль Ахундов под аккомпанемент талантливой азербайджанской пианистки Дилары Керимовой исполнил одно из самых любимых и исполняемых Нариманбековым при жизни произведений «Sənə də qalmaz».

Затем выступили Народный художник Азербайджана, секретарь Союза художников АР Агали Ибрагимов, Народный художник Ариф Гусейнов, заслуженный художник, художник-реставратор высшей квалификации Натик Сафаров, заслуженный работник культуры, известный искусствовед Зиядхан Алиев и доцент по эстетике, доктор философии в области искусствоведения, автор фундаментальной монографии «Творчество народного художника Азербайджана Тогрула Нариманбекова» Фарида Мир-Багирзаде, которые затронули важные аспекты жизни и творческой деятельности Тогрула Нариманбекова, поделились своими воспоминаниями о мастере и особо подчеркнули важность проведения памятных вечеров. Они также выразили благородность всем тем, кто принял участие в организации данного мероприятия.

На протяжении вечера вокалисты исполняли азербайджанские и итальянские произведения. В этот вечер солировали Заслуженный артист Азербайджана Адиль Ахундов, лауреат международных конкурсов Маир Тагизаде и Нур Гусейнова. Аккомпанировали певцам пианисты Дилара Керимова и Рамиль Рагимли.

После выступлений я предложил присутствующим ознакомиться на большом экране со слайдами, отражающими яркую жизнь и творчество прославленного мастера кисти. Это вызвало большой интерес у гостей вечера.

— Как, по-Вашему, в чем важность проведения подобных мероприятий?

— Считаю, что проведение мероприятий данного формата имеет особую ценность в плане просвещения наших сограждан, особенно молодежи, путем их ознакомления с жизнью и творчеством выдающихся представителей нашего народа, которые посвятили свои жизни культуре и искусству. Интересные факты автобиографического характера, новая полезная информация, фото- и видеоматериалы, картины позволяют ближе познакомиться как с азербайджанским искусством в целом, так с азербайджанскими корифеями в частности, возможно, узнать их с другой стороны и понять, насколько многогранными и разносторонними личностями они были. Молодежь – это наше будущее, поэтому необходимо делать все возможное, чтобы они знали своих корифеев, любили их творчество и впоследствии передавали накопленные знания своим детям, чтобы новые поколения росли, общаясь с искусством. Это очень важно, если мы хотим сохранить наше богатое культурное наследие, оставленное нашими корифеями. Роль культуры и искусства в развитии и процветании народа велика. У основателя современной Турции Ататюрка есть хорошая цитата по этому поводу: «Народ без культуры (искусства), словно тело, лишенное главной артерии».

— Немного о планах на будущее…

— В будущих месяцах мы планируем провести вечера-памяти известных азербайджанских деятелей искусства не только в Баку, но и в регионах Азербайджана. Мы, будучи коллективом Азербайджанской Государственной Художественной Галереи, всегда работаем над новыми проектами и стараемся их осуществлять на постоянной основе, чтобы мероприятия носили не одиночный, а постоянный характер. К примеру, хочу отметить проект под названием «Встреча в мастерской» (Emalatxanada Görüş), в рамках которого молодые искусствоведы вместе со студентами посещают мастерские, как молодых, так и уже известных азербайджанских художников и скульпторов. Встречи сопровождаются интересными беседами, проводятся видео- и фотосъемки. Хочу сказать, что наша деятельность не ограничивается лишь проведением выставок, а направлена на реализацию важных инициатив и мероприятий, на развитие и пропаганду азербайджанской культуры и искусства.

— Вагиф, большое спасибо за интересную беседу. Мы Вам желаем успехов и удачной реализации всех намеченных проектов.

— Благодарю! Спасибо за поддержку!

Фотографии предоставлены Вагифом Мугаллы

Рустам Гасымов