В Ташкенте решили не сносить буддийский храм ради расширения дороги. Это сенсация и прецедент: до сих пор никакие здания, тем более частные, тем более построенные не на государственные деньги, не были препятствием для строителей, «улучшающих» столицу. В отсутствии закона о частной собственности на землю священнослужителям удалось отстоять храм.
Как бы там ни было, буддийский храмовый комплекс «Чаынса» («Сострадание»), расположенный на окраине Ташкента, единственный действующий буддийский храм в Центральной Азии, останется на месте и не потеряет ни метра своей территории.
История, которая стоила многих нервов и сил монахам, началась в мае этого года. Согласно плану, в Ташкенте собирались расширить дорогу, ведущую от многоэтажного жилого массива Сергели к массиву Куйлюк. На месте будущего расширения как раз стоял буддийский храм.
Узнав, что храм подлежит сносу — а заместитель хокима (главы) района заявил, что «храм снесут в любом случае» — монахи кинулись искать помощь. Собирали подписи прихожан, выходили на руководство Комитета по делам религий Узбекистана при кабинете министров республики.
Храм как культурный центр
Сносу подлежали постройки, находящиеся на 21.5 кв.м территории храма. Однако для буддийского храма это означало разрушение всего канона. «Если в церквях принципиальное значение имеет лишь главное сооружение, то в буддийском храме важен взаимосвязанный комплекс канонических построек, — объясняет заместитель настоятеля храма Александр Хегай. — Усечение даже небольшой части этого единого организма может привести к не только к искажению внешнего вида, но и к потере значения храма, его мистического смысла. Кроме молельного зала, у нас здесь есть пруд с лотосами и рыбками из Кореи. Лотос – известный символ буддизма: этот цветок, всегда растущий в грязной воде, неизменно остается чистым. Комната монаха, несколько хозяйственных помещений — тоже неотъемлемая часть храмового комплекса. Мы планируем поставить во дворе буддийскую ступу – как завершающий элемент цельности комплекса. А еще в будущем мы собирались сделать крыши у входа в храм – в стиле пагод и крыш традиционного жилища народов, исповедующих буддизм».
Буддийский комплекс «Сострадание» был основан в Ташкенте в 2001 году монахом буддийской религиозной организации из Южной Кореи Ян Ги Хуном, он и по сей день является настоятелем храма. Раньше храм был в центре города, на улице Вахидова, 112, но в нем стало тесно, и силами прихода в 2016 году храм переехал на улицу Дадаходжаева. По словам Хегая, на возведение храма было потрачено свыше ста тысяч долларов. «Чего стоил один только проект ввоза в Узбекистан из Южной Кореи статуй Будды и двух его помощников (обычно это выдающиеся ученики Будды Гаутамы, среди которых наиболее известен Ананда.)!»
«Двор благоустроен согласно требованиям буддизма, — рассказывает заместитель настоятеля храма Александр Хегай. — Мы относимся к дзен-буддизму, который является одной из школ направления Махаяны (Великой колесницы), и большая часть наших прихожан – бизнесмены из Южной Кореи, работающие в Узбекистане. Конечно, среди постоянных посетителей – корейцы, проживающие здесь.
С позиции исторической науки храм не представляет собой никакой ценности: ему не тысяча, сто или даже 50 лет, и его нельзя причислять к уникальным мировым шедеврам архитектуры. Но он имеет большое общественное значение на международном уровне, особенно сейчас. И с этой точки зрения потенциальный снос храма – вещь тревожная, поскольку имеет отношение не только к внутренним делам республики, но и распространяется на всю культуру буддизма в мировом масштабе. Особая его значимость и ценность в том, что на сегодняшний день наш комплекс – единственный действующий буддийский храм не только на территории Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Это хороший проект для страны, нацеленной на привлечение туризма и инвестиций. В настоящее время мы переживаем второе рождение буддизма на центральноазиатской платформе. Об «узбекском» буддийском комплексе знают и в мире, у нас побывали с частными визитами монахи из Бирмы и Таиланда и оставили восторженные отзывы.