27 апреля в рамках ТМИФ-2023 состоялась панельная дискуссия на тему «Инвестирование в энергию ветра, cолнца и воды», сообщает «Новая Эпоха».
Участники обсудили важность использования возобновляемых источников энергии в Узбекистане, что уже сделано в этом направлении и какие проекты планируется реализовать в ближайшее время. Отмечено, что сегодня международное сообщество рассматривает ВИЭ не как дополнительные источники энергии, а как основу энергоснабжения в будущем.
Модератор сессии управляющий партнер KPMG Виталий Яковлев подчеркнул, что Узбекистан является одним из наиболее привлекательных регионов Центральной Азии с точки зрения потенциала развития возобновляемых источников энергии. Отмечалось, что численность населения в регионе растет быстро и, соответственно, остро встает вопрос об удовлетворении растущего спроса на электроэнергию.
– Мы поставили перед собой амбициозные цели и работаем над их достижением, – сказал министр энергетики Журабек Мирзамахмудов. – В качестве примера могу привести проекты компании MASDAR общей мощностью около 1500 МВт, также планируется построить две ветроэлектростанции с компанией ACWA Power. До 2030 года планируется получать до 15 ГВт гидроэнергии. Кроме того, договорились с Таджикистаном и Кыргызстаном о строительстве Камбар-Атинского ГЭС. Правительство Узбекистана взяло на себя обязательство к 2030 году производить 25% всей электроэнергии из ВИЭ. В связи с этим в стране создаются широкие возможности для привлечения частного капитала, включая долгосрочные гарантии на покупку «зеленой» электроэнергии. Это очень важно для нас.
Также министр энергетики отметил, что в связи с климатическими изменениями есть необходимость принимать оперативные решения, как это было зимой.
– Для того, чтобы удовлетворить спрос населения, мы решили провести тендер, найти партнеров и выстроили конкурентные тарифы. В ходе переговоров добились того, что существующие тарифы не превысили. С точки зрения временных рамок, подготовка тендеров и все организационные вопросы занимают как минимум полтора года. После отбора потенциальных партнеров два года нужно на реализацию и проект мы получаем только через три года. Но мы в феврале договорились с китайской компанией, а в марте – с MASDAR, и как итог в декабре мы получим энергию. В июле будут первые турбины для ветряной электростанции совместно с ACWA Power. Нам нужно действовать быстро, чтобы предстоящей зимой мы не испытывали дефицита.
Главный операционный директор Synergy Consulting Ананд Рохатги сказал, что это его второе участие в ТМИФ и отметил, что в вопросе использования ВИЭ решающим фактором является успех инвестиционного сектора. Он подчеркнул, что не многие страны могут балансировать между партнерами и быстро перейти к конкурентной среде.
В свою очередь вице-председатель и управляющий директор ACWA POWER Раад Аль-Саади дал высокую оценку проводимым реформам в Узбекистане в сфере энергетики:
– Мы с 2019 года начали сотрудничать с этой страной, обладающей огромным потенциалом, и не хотим останавливаться на достигнутом. Нацелены на развитие систем хранения энергии. Надеемся, что до 2026 года нам удастся реализовать наши планы. Тут дело в том, что техническое обслуживание должно успевать за проектами. Нужны инновационные решения и смарт-технологии.
Главный операционный директор компании MASDAR Абдулазиз Аль Хаммади выразил намерение развивать проекты в перспективе. Так, совместно с Узбекистаном был разработан проект солнечной электростанции на 100 мегаватт. Идет работа по строительству ветряной электростанции.