О ситуации в Сирии, о том, как будет развиваться турецко-американские отношения, рассказал Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха эксперт по Ближнему Востоку Харун Сидоров.
— Вчера в Сирии в районе Дейр-эз-Зор, в операции сирийских подразделений вместе погибли и российские ЧВК «Вагнер». По разным оценкам там погибло примерно 210 солдат армии «Вагнер». Как вы считаете, приведет ли это к обострению ситуации в Сирии между РФ и США?
— Не думаю. Американцы очертили границу своих интересов, которая соответствует зоне контроля т. н. СДС (YPG-PYD) в Роджаве, и с одной стороны пока не демонстрируют интереса выходить за нее и заниматься свержением режима Асада и созданием новой постасадовской Сирии. C другой стороны, продемонстрировали таким образом, что не позволят Асаду, Ирану и России вторгаться в свою зону.
Мне кажется, что демонстрация была вполне доходчивой, в Кремле этот сигнал услышали и поняли, так как именно такой язык там понимают и уважают больше всего. Поэтому обострения из-за этого отношений Москвы и Вашингтона я не ожидаю, что не отменяет того, что они могут происходить по другим поводам мировой политики.
— В свою очередь президент Турции Эрдоган не раз заявлял о том, что Турция начнет операцию в Манбидже. Как вы считаете, будут ли американцы также жестко реагировать на операцию турков в Манбидже?
— Американцы показали, как именно они будут реагировать на вторжение в то, что считают зоной своих интересов, и единственный сценарий, при котором они могут поступить иначе — это достижение предварительных договоренностей на сей счет. Нельзя, исключать, что постоянное психологическое давление, которое турецкое руководство оказывает сейчас на Вашингтон, увенчается успехом и американцы заставят YPG покинуть Манбидж или в случае их отказа делать это, позволят туркам взять его силой. Но я бы не был так уверен в этом — очевидно, у американцев есть свои красные линии уступок, особенно с учетом того, что непротиводействие турецкой операции в Африне и сдерживанием своих курдских подопечных от вовлечения в сражение на этом направлении они уже воспринимают как существенную уступку Анкаре.
— Ожидаете ли вы, что Отношения Турции и США обострятся настолько, что стороны могут войти в военное противостояние в Сирии?
— Честно говоря, в последнее время политика и действия президента Эрдогана не всегда отличаются предсказуемостью, поэтому исключать этого я бы не стал. Но, с рациональной точки зрения, понятно, что никаких шансов в военном столкновении с США у Турции нет, как бы нам ни хотелось обратного. Уже не говоря об уязвимости турецкой экономики перед массированным воздействием со стороны США, к которому американцы пока в отношении Турции не прибегали вообще, а в отношении России прибегли достаточно ограничено, но все равно эти последствия для ее экономики и элит оказались весьма чувствительными.
Поэтому, я лично надеюсь на то, что Эрдоган как опытный политик умело, использует фактор политического блефа и увеличивает ставки в этой рискованной игре, видя ее пределы и понимая, когда и как из нее следует выйти и согласиться на разумный компромисс. Если смотреть на вещи трезво, то, к сожалению, Турция упустила инициативу и возможность взять достойную ее веса часть сирийского пирога во время операции «Щит Евфрата» и гонки за выход к одноименной реке.
Причем, упустила ее не столько американцам, сколько асадитам и России, застряв в Аль-Бабе, в то время, как их силы сделали рывок и вышли на границу с американскими демкурдами по Евфрату вместо турок. Для этого требовались не слова и громкие заявления, а эффективные действия. Требуются они и сейчас, чтобы эффективно решить уже хотя бы задачу-минимум — взять под контроль либо весь Африн, либо рассечь его и сшить таким образом «Щит Евфрата» с лояльной туркам зоной в Идлибе.
Такие действия предпринимаются, и определенные успехи у турецкой армии на этом поприще есть, но нельзя сказать, что они настолько впечатляющие, что заставят сейчас и демкурдов, и тем более американцев, ретироваться из Манбиджа. Поэтому, хотелось бы надеяться, что турецкая армия в кратчайшие сроки и наименьшими потерями своими и среди гражданского населения решит стоящие перед Турцией задачи в Африне и Идлибе (там должна быть завершена демаркация с асадитами), а турецкому руководству удастся достигнуть какого-то разумного компромисса с США по вопросу оттеснения СДС от турецкой границы или получения гарантий непосягательства на нее с их стороны. Не только горячая, но и даже полноценная холодная война с разрывом отношений и введением санкций совершенно не в интересах Турции, и я надеюсь, что этого удастся избежать.
Беседовал: Ниджат Гаджиев