С 8 июля по 5 сентября текущего года в музее-заповеднике «Казанский Кремль» (Республика Татарстан) пройдет выставка «Искусство ковра – эволюция смыслов», сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе Азербайджанского национального музея ковра.
Впервые в столице республики будет показана масштабная экспозиция, посвященная теме азербайджанского ковроткачества, его традициям и современному воплощению. Организаторы мероприятия — министерства культуры Азербайджана и Татарстана, Азербайджанский национальный музей ковра.
Экспозиция выставки азербайджанских ковров «Искусство ковра – эволюция смыслов» состоит из двух тематических блоков: старинные классические ковры Азербайджана и современные авторские работы Чингиза Бабаева. Смысловое единство этих двух частей наглядно показывает преемственность и развитие традиций ковроткачества в Азербайджане, его влияние на другие виды искусства.
В числе старинных ковров на выставке представлены экспонаты Азербайджанского национального музея ковра, относящиеся к карабахскому, губа-ширванскому (губинская группа) и гянджа-газахскому (газахская группа) типам ковроткачества.
Искусство азербайджанского ковроткачества, внесенное в 2010 году в Репрезентативный список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, процветает и ныне, непрерывно обогащаясь новыми подходами, но не теряя при этом древних традиций. Современные художники создают произведения на новом витке спирали развития древнего ремесла. Именно это обстоятельство объединяет традиционные азербайджанские ковры и авторские произведения Чингиза Бабаева, работающего под творческим псевдонимом CHINGIZ, которые будут представлены на предстоящей выставке.
Современный художник, будучи носителем традиций и культурных норм своего народа, в эскизах и коврах, вытканных по этим эскизам, разрабатывает собственный язык орнаментов, новую драматургию ковра. Не искажая традиции азербайджанского ковроткачества, он интерпретирует их, создавая остросовременное искусство. Так новые авторские ковры оппонируют классическим произведениям, вступая с ними в диалог, преодолевая тем самым расстояние и время. Ключом к творчеству мастера может служить инсталляция «Чистая история», также представленная на этой выставке. Ковер без орнамента, однотонный, оттенка натуральной шерсти, являет собой основу основ, своего рода tabula rasa, – это апелляция к вечности: многие символы разных эпох «осыпались» с него за прошедшие столетия.
В документальном фильме, сопровождающем выставку, CHINGIZ поделится со зрителями тайнами творческого процесса, расскажет о философии традиционного ковра и его современном прочтении.
На открытии выставки планируется присутствие куратора проекта – директора Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликовой, а также автора современных ковров Чингиза Бабаева.
Выставка продлится до 5 сентября.