В Египте прошел трехдневный референдум о расширении полномочий президента страны фельдмаршала Абделя Фаттаха ас-Сиси.
За поправки в конституцию высказались почти 90 процентов египтян. Теперь ас-Сиси сможет править Египтом до 2030 года: ранее парламент страны большинством голосов одобрил поправки, разрешающие это.
Новая редакция 140-й статьи египетской конституции предполагает, что срок нахождения на посту президента страны будет увеличен с двух лет до шести. Кроме того, пост президента можно будет занимать три срока вместо двух. Это положение распространяется и на ас-Сиси, правящего Египтом с 2014 года и в 2018 году переизбранного на должность президента.
«Быстрого взгляда на улицы Каира достаточно, чтобы получить представление, что народ одобряет поправки в конституцию», — писали еще до референдума в каирской газете Al-Shourouk. «Стены домов, фонарные столбы, улицы и площади заполнены плакатами, на которых написано о поддержке и преданности изменениям в конституцию», — говорилось в издании.
Однако не все эксперты с этим согласны. «Египетский парламент отображает скорее представления системы госбезопасности, чем панораму мнений общественных и политических деятелей Египта», — говорит египетский политический аналитик Хасан Нафаа в интервью DW. В парламенте Египта нет различных идеологических фракций, а подавляющее большинство депутатов поддерживают ас-Сиси.
Аналогичного мнения придерживается и Амр Магди из правозащитной организации Human Rights Watch. Изменение законов — прежде всего выражение военного авторитаризма, царящего в Египте, отражение того обстоятельства, что армия с 2013 года представляет собой весомую политическую силу в Египте. «Все это знают, но теперь это хотят закрепить в конституции», — говорит Амр Магди.
К тому же через изменения конституции санкционируется усиление влияния президента на судебную систему. Отныне глава государства, ко всему прочему, возглавляет Верховный судебный совет, а также сам назначает генпрокурора и председателя Конституционного суда. В дальнейшем значение военных только усилится. Впредь задачей армии будет «защита конституции и демократии».
Сторонники конституционных изменений аргументируют свою позицию тем, что перемены необходимы для гарантии «стабильности в неспокойное время». Не первый год ас-Сиси оправдывает свою жесткую политику антитеррористической борьбой — как, например, на Синайском полуострове, где действует ответвление джихадистской группировки «Исламское государство».
Критики в свою очередь заявляют, что президент получает все возрастающую власть, которой уже не находится существенного политического противовеса. У изменений в конституцию нет другого смысла, кроме как дать ас-Сиси возможность оставаться на своем посту так долго, как только он сам захочет, говорит политолог Нафаа.
Изменение конституции многим египтянам напоминает о предшественнике ас-Сиси — Хосни Мубараке, который также продлял свое пребывание в должности и пытался передать власть сыновьям, указывает Амр Магди. Сейчас Мубараку 90 лет. «Не исключено, что за нынешней реформой через пять или десять лет не последует еще одна. В конце концов все это может привести к снятию любых ограничений, и президент сможет оставаться у власти пожизненно», — говорит активист.
В ФРГ также критически высказываются об изменениях в египетскую конституцию. Одобренные поправки несут в себе угрозу расширения влияния исполнительной власти и военных, заявили в министерстве иностранных дел Германии. «Процесс мирной демократической передачи власти может оказаться затруднен», — полагают в Берлине.
Амр Магди ожидает больше критических высказываний в отношении египетского правительства и со стороны Human Rights Watch. «Европейские страны все еще молчат о нарушениях прав человека и в целом о плохой ситуации с правами человека», — говорит Магди. Европейским странам, по его мнению, также следует пересмотреть поставки оружия Египту. «Подобное оружие может также использоваться против египетского народа и мирных активистов. Это постыдная позиция, и мы надеемся, что положение изменится», — заявляет Магди.