Палата представителей парламента Беларуси 13 июня приняла во втором чтении поправки в статью 328 Уголовного кодекса, которая определяет наказание за распространение наркотиков, и уменьшила минимальный срок лишения свободы по этой статье на 2 года.
Раньше за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку, а также сбыт наркотических средств в Беларуси можно было получить от пяти до восьми лет с конфискацией имущества. В новом УК этот минимальный срок уменьшен до трех лет.
Если же следователям удавалось доказать, что наркоторговец действовал не один, а в составе организованной группы лиц, либо раньше был судим за наркотики, ему грозило от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества. В новой версии УК минимальный срок определен не в 8, а в 6 лет тюрьмы.
Правозащитники неоднократно критиковали власти Беларуси за жесткие антинаркотические законы и указывали на то, что с 2014 года под действие этой статьи попадали в основном люди в возрасте от 16 до 30 лет. Для большинства из них длительные тюремные сроки означали, что они никогда не смогут вернуться к нормальной жизни или получить хорошую работу. При этом нормы белорусского УК предусматривали, что в заключение можно было отправиться даже за переданный из рук в руки «косяк» или за количество марихуаны, измеряемое в сотнях тысячных грамма.
Матери осужденных по наркотическим статьям несколько дней назад начали голодовку с требованием пересмотра статьи 328. Принятые парламентом 13 июня изменения их не удовлетворили.
«Изменения хороши, но минимальны. Этого недостаточно. Дай Бог, чтобы новые низкие пределы наказания действительно применялись: если кому-то грозит 8 лет, то чтобы ему действительно снизили на 2 года. Но на других это не распространится, им все равно нужно надеяться только на надзорные жалобы. А эти жалобы пока в большинстве случаев не срабатывают», – сказала белорусской службе Радио Свобода лидер движения «Матери 328» Лариса Жигарь.
«Будем продолжать биться за несовершеннолетних, семнадцатилетних, которые якобы организовали преступную группировку. А они всего лишь через интернет-магазин купили себе какую-то дозу, которую потом разделили, чтобы побаловаться, получить кайф», – подчеркнула Жигарь. – Но их записали в организованную группу и дали по 10 лет. Такие сроки для их драконовские».