В минувшие выходные в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета зрителям был представлен двухактный балет «Тысяча и одна ночь» выдающегося азербайджанского композитора, народного артиста Фикрета Амирова, сообщает «Новая Эпоха».
Балетмейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Азербайджана Наиля Назирова; художник-постановщик — народный художник Азербайджана Тогрул Нариманбеков; художник по костюмам — народный художник Азербайджана Таир Таиров; репетиторы — художественный руководитель балетной труппы, народная артистка Азербайджана Камилла Гусейнова, заслуженный артист Азербайджана Самир Самедов и заслуженный артист Азербайджана Юрий Лобачев, который также является ведущим спектакля; концертмейстер – Зулейха Усубова.
Дирижировал спектаклем лауреат международного конкурса дирижеров имени Антала Дорати Орхан Гашимов.
Главные партии балета исполнили – заслуженные артисты АР Нигяр Ибрагимова (Шахерезада), Анар Микаилов (Шахрияр) и Макар Ферштандт (любимый раб Нуриды), а также Нурида — Аян Эйвазова, девушка – Юлия Ферштандт, Птица Рух – Интигам Мамедов, Синдбад-мореход – Сеймур Гадиев, Аладдин – Тимур Одушев, Принцесса Будур – Нигяр Алиева, Колдун – Эдвард Аразов, Атаман разбойников – Кямран Гурбанов, Алибаба – Айдын Мустафаев, Марджана – Лиана Мирабдуллаева, Палачи – Мехман Марданов, Кямран Гурбанов, Субхан Абышов, Нурлан Расулов, Андрей Лобачев.
Основой либретто стало собрание знаменитых восточных сказок — памятника средневековой арабской литературы. В первую очередь, это популярный «Рассказ о шахе Шахрияре». В центре этой волшебной атмосферы арабских сказок – очаровательная Шахерезада. Как бы «перелистывая» вместе с ней страницы «Тысячи и одной ночи», мы видим целую галерею сказочных образов, органично вписывающихся в калейдоскоп сюжетов, объединенных историей о царе Шахрияре и красавице, своей мудростью и терпением вернувшей ему веру в настоящую любовь. В балет также входят сюжеты и других сказок — о приключениях Синдбада-морехода, о Птице Рух, об Аладдине и принцессе Будур, об Али-Бабе и сорока разбойниках.
Опираясь на причудливое соединение мифа, притчи и фантастики композитор создал красочное симфоническое панно, впитавшее музыкальный колорит арабского Востока.
Фикрет Амиров создал музыкальный шедевр, в котором нет ни одного случайного такта. Его музыка способна покорить всех, кто ее услышит. Пленяют сложная восточная ритмика, необыкновенная напевность мелодий, классическая стройность всего произведения. Такая музыка давала хореографу большие возможности для ее интерпретации. Балетмейстер-постановщик Наиля Назирова, цитируя танцевальный фольклор арабских стран, перевела его на язык классического балета.
В спектакль вошли очень красивые симфонические сцены – «Танец лучников», «Багдадский базар», «Мольба женщин».
Декорации — строгие по форме, благородные по интонациям и линиям, живописные по насыщенности красок и контрастности цвета. В тон с ними и костюмы – разнообразные, сказочные и тонко стилизованные.
На сцене — хореографическая феерия, гармоничное сочетание образной музыки и классической хореографии, пряное очарование Востока. Этот балет по праву можно назвать современной классикой.
Постановка балета «Тысяча и одна ночь» настолько удачная, что, пережив уже столько лет, она и сейчас остается актуальной, современной и очень нравится зрителям.
По завершении спектакля зрители выразили благодарность артистам балета продолжительными аплодисментами.
Стоит отметить, что накануне спектакля Нигяр Ибрагимова была удостоена медали «Терегги», а Анар Микаилов – звания «Заслуженный артист» Азербайджана. Соответствующее распоряжение подписал Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Рустам Гасымов