На прошлой неделе встретился в Баку с парнем, которого давно не видел. Оказалось, что семь лет живет в Германии, получил тамошнее гражданство, а впервые приехал на Родину для того, чтобы начать процесс усыновления азербайджанского ребенка и увезти с собой в Германию. Парень был озабочен, лицо нахмурено, в руке лист со списком документов, которые необходимо собрать, представить, а потом ждать три года пока проверят, одобрят и разрешат смотреть детей…
Отрадно, что с каждым годом все больше азербайджанцев здесь или зарубежом обращаются и усыновляют (удочеряют) сирот или детей оставшихся без родителей при живых родителях. Неприятное определение, но такое тоже бывает. Статистика сообщает, что в Азербайджане растет число усыновлений. B прошлом году в стране были усыновлены 877 детей, что на 13,5% больше 2016 года. Огорчает неприятный нюанс — число усыновленных мальчиков выросло на 15,9%, а девочек — только на 10,8%. Bсего были усыновлены в 2017 году 466 мальчиков и 411 — девочек в возрасте 1-17 лет. Чаще других возрастов усыновляют детей до трех лет, и это понятно, так как родители хотят, чтобы принятые в дом чада называли их папой и мамой. Усыновлены 420 детей в возрасте до 3 лет, 172 детей — до 3-5 лет, 167 детей — 6-10 лет, 118 детей — 11-17 возрасте.
B 2017 году иностранцы и лица без гражданства усыновили в Азербайджане 28 детей, в том числе 12 девочек.
Труден ли путь к усыновлению? Этим вопросом задаются многие семьи, на которых обрушилась беда бездетности. «Необходимо собрать справки и нужные документы о доходах, состоянии здоровья, жилплощади, после чего данные документы передаются в органы, занимающиеся вопросами усыновления, на рассмотрение. При желании весь пакет документов можно собрать за неделю, но вопрос в том, что усыновить ребенка все равно получится далеко не у всех желающих, даже если они отвечают необходимым требованиям со стороны органов опеки и попечительства. Я неоднократно общался с семьями, которым отказывали в усыновлении по причине того, что они не в состоянии были заплатить взятки. Ни для кого не является секретом, что хождения по различным инстанциям — это настоящая бюрократическая волокита, что нередко служит поводом для отказа от усыновления. У нас в стране создана замечательная структура — Asan Xidmet. Почему не передать ей процедуру усыновления? Думаю, что если это когда-нибудь произойдет, то еще одной проблемой в нашей стране станет меньше, а пока сотни желающих усыновить брошенного малыша в нашей стране остаются за бортом», — заявлял журналистам председатель Лиги Защиты Детей Юсиф Бекиров.
До 2013 года процесс усыновления был настолько прост с добавлением коррупционной составляющей, что по словам Бекирова, заплатив $25-30 тыс. иностранцы без всякой волокиты усыновляли азербайджанских детей. Малышей стали вывозить в огромном количестве — начался полный беспредел в этой области. Но самое страшное заключалось в том, что о судьбах этих малышей в дальнейшем не поступало никакой информации.
В 1998 году была задержана группа лиц, которая нелегально перевезла в Израиль 12 детей из Азербайджана. Разыскать и вернуть на Родину удалось лишь семерых малышей. Об остальных детях до сих пор ничего не известно. Государство занялось этой проблемой и ввело запрет на вывоз азербайджанских сирот из страны, — сообщил Бекиров.
Немного уточним: иностранцы могут усыновить азербайджанских детей но с одним условием — только тех детей, которых не взяли в азербайджанские семьи, причем каждого такого ребенка должны трижды не взять в местные семьи. Очень странное решение, которое «маклеры» научились обходить. Местным семьям, обратившимся с желанием усыновить конкретного ребенка говорят, что у малыша дурная наследственность. Получают от взрослых людей письменный отказ взять этого ребенка. Также еще два раза с другими семьями и все — можно предлагать ребенка богатому иностранцу!
Юсиф Бекиров отвергает слухи о том, что детей продают «на органы». Но его беспокоит отсутствие в Азербайджане прозрачности в деле усыновления. Нет официального сайта, на котором можно проследить судьбу отданного ребенка или узнать о правах усыновителя. В Госкомитете по делам семьи, женщин и детей утверждают, что они следят за судьбой детей, отданных иностранцам. В основном это больные дети, нуждающиеся в лечении. Каждые полгода в Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей, представляется всесторонний отчет о жизни усыновленных малышей. В ГК поступают фотографии и видеоматериалы длиной не менее 15 минут, для того, чтобы иметь полное представление о том, в каких условиях проживает ребенок, об уровне его развития, образовании и т. д., — сказала работница госкомитета В.Мовсумова.
Семьям один из членов которой тяжело болен, инвалид или страдает заразными болезнями, дети на усыновление не отдаются.
Недовольна тяжелой, по ее мнению, процедурой усыновления известная общественная активистка, занимающаяся детскими приютами Нигяр Байрамлы.
«Если бы упростили усыновление ребёнка в нашей стране, сколько бы детей было спасено. По моим записям, только начиная с января до конца апреля 2017 года было 43 обращений. Это 43 ребёнка в тёплых домах и с вкусной едой. Конечно, были дети которым смогли помочь. Как раз сегодня была в гостях у одной из таких счастливых семей», — делилась Н.Байрамлы в социальной сети.
Для усыновления ребенка в возрасте до 3 лет необходимо обращаться в Министерство здравоохранения, а дети старшего возраста находятся в приютах, подчиняющихся Министерству здравоохранения.
В конце статьи хочется рассказать короткую историю, вычитанную в сайте Big.az. Историю усыновления детей в одном из приюте рассказала девушка, жившая там с восьми лет, когда осталась сиротой. Она обращает внимание потенциальных усыновителей на то, что дети в приютах знают, когда к ним в дом приходят взрослые, чтобы выбрать детей. Дети готовятся, приодеваются, чувствуют себя как товары в магазине. Каждый хочет, чтобы взяли в семью его и страдает, когда на него не обращают внимание. Бывает, что воспитатели давят на психику детей говоря им: «смотри, ты вел себя плохо и тебя не взяли, остался здесь…».
Огромной трагедией становится возвращение ребенка из семьи, в которую его взяли «на время, чтобы он привык к новой жизни». Бывает, что взрослые обманывают себя или не знают, что ребенок может долго плакать, очутившись в новой для него обстановке. Новый человек в доме мешает взрослых жить так, как они привыкли. Усыновители разочаровываются в ребенке и возвращают его в приют. Они не догадываются о глубине стресса, которому обрекают малыша. Девушка рассказывала о сверстнице, которую взяли в богатый дом, а потом вернули обратно. Она потом годами описывала обстановку в детской комнате, «ее компьютер» и подаренную ей одежду. Взрослые, наверное, нашли потом другого ребенка им подходящего, а эта девочка осталась на всю жизнь с гигантским комплексом неполноценности, глубоко несчастным человеком.
Камал Али, специально для «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха»