В минувшие выходные в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета с большим успехом прошла премьера балета «Гойя» на музыку выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева и его сына Фараджа Гараева.
Спектакль посетили представители азербайджанской творческой интеллигенции: председатель Союза писателей АР Анар, председатель Союза композиторов АР Франгиз Ализаде, министр культуры и туризма Абульфаз Гараев, заслуженный деятель искусств, профессор, секретарь Союза композиторов АР Земфира Гафарова, профессор БМА Захра Гулиева, мастер авторской куклы Тамилла Гурбанова, азербайджанские вокалисты и музыканты: Народная артистка АР Фидан Гаджиева, заслуженная артистка АР Сабина Вахабзаде, Заслуженная артистка АР Илаха Эфендиева, заслуженный артист АР Турал Агасиев, молодой дирижер Фархад Гараюсифли и многие другие.
Премьера балета была посвящена 100-летнему юбилею Гара Гараева. Учитывая значимость этого события, руководство Театра оперы и балета на постановку спектакля пригласило видных деятелей культуры с мировым именем.
Хореографом-постановщиком балета является Заслуженный артист Эстонии, художественный руководитель Санкт-Петербургского балетного фестиваля «Dance Open», член Международного совета танца при ЮНЕСКО, президент Международного фонда наследия Мариуса Петипа Василий Медведев, хореографические постановки которого идут с большим успехом в лучших оперных театрах мира. Художником-постановщиком является Академик Российской академии художеств, профессор, Член Союза художников России Дмитрий Чербаджи. Автор либретто — известная писательница Яна Темиз (Турция), хормейстер спектакля — Заслуженный деятель искусств Азербайджана Севиль Гаджиева. Премьерой балета дирижировал Заслуженный артист Азербайджана, лауреат международных конкурсов дирижеров Эйюб Гулиев.
Главный герой нового балета — испанский художник Франсиско Гойя, противоречивая фигура, человек со сложной судьбой, тяжёлым характером и огромным талантом. Его жизнь и творчество не раз оказывались темой художественных произведений, о нём писали романы, снимали фильмы, создавали музыку.
В спектакле рассказывается о конце жизни великого живописца. Это уже одинокий, больной, оглохший человек, который живет лишь воспоминаниями прошлого, персонажами своих картин. Это веселые и печальные события: его возлюбленная Альба, веселье и радость, которые прежде царили на улицах Мадрида, мастерская, в которой он плодотворно творил, великолепный бал во дворце королевы, на котором он присутствовал и в конце жизни его одиночество.
В этом зрелищном спектакле приняли участие ведущие солисты балета — Заслуженные артисты республики Нигяр Ибрагимова (Герцогиня Каэтана Альба) и Макар Ферштандт (Инквизитор), а также Анар Микаилов (Гойя), Аян Эйвазова (Королева), Джамиля Керимова и Тимур Одушев.
Спектакль был насыщен монументальными, зрелищными красивыми декорациями и костюмами. Премьера балета «Гойя» стала одной из самых ярких и важных событий в торжествах, посвященных 100-летию со дня рождения выдающегося азербайджанского композитора Гара Гараева.
Артисты нашего театра показали высокий профессионализм и талант в исполнении своих партий. Анар Микаилов правдиво представил образ Гойи, он буквально жил им на сцене. Нигяр Ибрагимова и Аян Эйвазова великолепно исполнили свои партии, танцуя изящно, красиво, что приветствовалось публикой. Макар Ферштандт бесподобно представил Инквизитора. Это был образ жестокого, холодного и безжалостного судьи – мучителя Римской католической церкви. Костюм и грим как нельзя лучше отображали его образ.
Молодая и перспективная артистка балета Джамиля Керимова выступала легко, пластично. Все ее движения и улыбка вызывали у гостей ощущение праздника и веселья. Ее партнером был тоже молодой замечательный артист балета Тимур Одушев, который прекрасно справился со своей партией горожанина, танцующего и веселящегося на улице Мадрида.
Зрители были в восторге от балета «Гойя» и выступлений артистов, выражая свое восхищение от просмотра спектакля бурными аплодисментами. Гамма чувств и эмоций переполняла публику. Персонажи являлись на сцену с полотен художника с подачи постановщика. Декорации гармонично оттеняли линию характеров героев. Впечатляет сила и многообразие музыки, гармонично сочетающейся с танцем. Ощутимо передана внутренняя борьба художника, приступы безумия Гойи. Демоны, коих он изображал наяву, пытаясь изгнать из болезненных видений, сходят с офортов, передавая в зал ужас и тревогу больного сознания. И уже не ясно, кто безумен – Художник, или мир вокруг него. До дрожи «пробирает» хор, доводя до подсознания ужас инквизиции. Ни один человек не ушёл со спектакля равнодушным.
Великолепное исполнение сольных партий на скрипке Ровшана Амрахова вызвало у публики восторг.
Идея поставить балет «Гойя» на сцене Азербайджанского театра оперы и балета принадлежит хореографу Василию Медведеву. Эту идею ему навеяло посещение Испании, где он смотрел на полотна Гойи. Василий Медведев обладает огромной эрудицией, профессиональной памятью, нестандартным мышлением, заразительным энтузиазмом и организаторскими способностями. Без всего этого балет бы не был осуществлен. В 1971 году Гара Гараев в соавторстве с сыном Фараджем Гараевым написал музыку к кинофильму «Гойя, или Тяжкий путь познания». Вот на основе этой- то музыки Медведев и поставил балет «Гойя».
Известная писательница, бывшая москвичка, а ныне проживающая в Измире Яна Темиз, написала либретто к этому спектаклю. Работать было трудно, из-за того, что музыки было мало, жизнь Гойи обширна и ее надо было вместить в 40-минутное представление. Но она справилась, и спектакль получился замечательным. Отметим, что 10 лет назад Яна Темиз написала либретто на музыку Гара Гараева по мотивам поэмы Низами «Семь красавиц», который каждый сезон входит в репертуар нашего театра.
Спектакль получился ярким, импульсивным, завораживающим, в чем несомненная заслуга всех артистов театра.
Фото: Рустам Исмайлов
Рустам Гасымов