О референдуме в Турции, а также о его влияния на глобальную и региональную политику Турции поделился своим мнением с Novayaepoxa.Com Григорий Трофимчук, эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности.
— Как этот референдум будет влиять на российско-турецкие отношения?
— Прошедший в Турции референдум никак не отразится на российско-турецких отношениях, не ухудшая и не улучшая их. Эти отношения зависят сегодня не от внутренней ситуации в Турции, а от общего военно-политического и геополитического расклада.
Однако если Турция будет вести себя – в рамках текущих и завтрашних событий и соответствующих диалогах с Москвой, включая экономическую составляющую – более жёстко, то концентрация власти в руках президента Эрдогана, безусловно, повлияет на ход событий. Но пока что происходящее в Турции Москве интересно только с политологической точки зрения, так как усиление Эрдогана, по факту, произошло ещё летом 2016 года, после попытки госпереворота. Сейчас это просто закреплено юридически.
— После того как власть в Турции усилилась, ожидается ли изменение политике Турции в региональной политике, а именно в регионе Южного Кавказа?
— Ожидается. И, опять же, это стало происходить уже после 15 июля 2016 года. Мы видим, как резко усилилась линия Турции в сирийской войне, а также в рамках её участия в операциях западной коалиции на Ближнем Востоке. И пока президент Эрдоган отвечает всем планам США, Запад не будет поднимать тему о внутренней обстановке в Турции.
Однако если, с точки зрения того же Вашингтона, что-то пойдёт не так, внутри Турции будут мгновенно включены все внутренние механизмы, находящиеся в оппозиции к Эрдогану. Тем более, всем ясно, что перевес сторонников президента по итогам ключевого референдума достаточно небольшой, зыбкий. То есть, для США нет никаких проблем устроить Турции что-нибудь типа раскола, не говоря уже о курдском потенциале. Все эти процессы мгновенно отразятся на всём Южном Кавказе. Турция, с усиленным Эрдоганом, будет влиять и на карабахский конфликт, тем более, когда «новая» Америка займётся им вплотную. Это может произойти теперь каждый день, с учётом тактики Трампа.
— Какую политику стоит ожидать от Турции в своей ближневосточной политике?
— Для Турции является большой проблемой, как США относятся к курдам, активно помогая им, в том числе снабжая оружием. В противном случае, Эрдоган уже давно создал бы нужные буферы на южных территориях по своему усмотрению.
На мой взгляд, и я об этом говорил не раз, президент Турции допустил стратегическую ошибку, не ослабив давление на курдов после 15 июля 2016 года, пусть даже чисто символически. В целом Турция попытается принять активное участие в будущем разделе Сирии, который, судя по всему, уже неизбежен. С одновременной попыткой максимального нивелирования всех курдских политических и территориальных проектов. Анкара занимает простую и прозрачную позицию и в отношении к Асаду, уже давно заявив, что его там быть не должно.
С токи зрения западной коалиции, Эрдоган пока не делает никаких крупных ошибок, поэтому у Турции достаточно высокие позиции в списке участников предполагаемого переформатирования всего Ближнего Востока. Турции надо готовиться к тому, что её будут задействовать не только в текущей сирийской войне, но и будущих антииранских событиях. Так как Сирия и Ближний Восток будут использоваться для комплексного (в том числе экономического) удара по Ирану.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com