Под видом турецких предпринимателей, финансисты FETÖ пытаются проникнуть в Узбекистан
Как мы знаем в этом году состоялся официальный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Турцию.
Визит Мирзиёева в Анкару стал первым за последние почти 20 лет на уровне главы Узбекского государства. До этого отношения Турции и Узбекистана были в самом худшем состоянии. Теперь постепенно налаживаются политические, экономические и культурные отношения между Анкарой и Ташкентом. В Узбекистан начали возвращаться турецкие компании, которые долго не смогли проникнуть в этот самый богатый и выгодный рынок Центральной Азии. Турецкие инвестиции уже стали ощутимые в Узбекистане после улучшения отношений. Разработаны ряд экономических проектов, которые уже будут осуществляться в следующем году.
Параллельно с этими процессами из Турции стали поступать тревожные сообщения, о том, что террористическая сеть FETÖ и её бизнес-структуры проявляют повышенный интерес к Узбекистану.
По данным информированных источников, турецкие инвесторы, составляющие костяк террористической организации Фетуллы Гюлена, под руководством предпринимателя Лютфуллы Алтынкума пытаются обосноваться в Узбекистане и переместить свой капитал в Центральную Азию.
Отметим, что Узбекистан после ухудшения отношений с Турцией была первым государством, которое выдворяло бизнес-структуры Гюлена из страны. Теперь воспользовавшись благоприятным моментом, террористическая сеть FETÖ опять пытается проникнуть в Узбекистан и стать препятствием на пути интеграции тюркоязычных стран, как это делала в Кыргызстане.
Теперь вернемся к истории турецко-узбекских отношений и немного освежим память наших читателей.
В 1991 году, после распада Советского Союза, независимость Узбекистана первой в мире признала Турция. Узбекистан был заинтересован в иностранных инвестициях, а в 90-х годах прошлого столетия Турция была самым большим инвестором. Уже весной 1992-го года в Ташкенте, столице Узбекистана, в торжественной обстановке открылось посольство братской страны. Президенты двух стран, наряду с главами других новоявленных тюркоязычных государств, начали встречаться несколько раз в году. Турецкие бизнесмены сделали многомиллионные инвестиции в экономику Узбекистана. Весной 1992 года между двумя странами был подписан договор по обмену студентов и уже осенью того же года в Турцию прибыли около 1800 студентов из Узбекистана.
Летом 1992 года в Узбекистане была отменена трансляция российского телевидения и на освободившейся частоте начали транслировать телепрограммы турецкого телевидения Avrasya («Евразия»).
По межгосударственной программе прибыли в Турцию узбекские студенты. Турция приняла их как своих родных детей. Казалось, давние братские народы наконец-то установили сильные, братские, взаимовыгодные отношения, и ничто не сможет их разрушить. Народы обеих стран находились в эйфории. Но, это продолжалось недолго.
В феврале 1994 года некоторые студенты, уехавшие в Узбекистан на зимние каникулы, уже не стали возвращаться в Турцию для продолжения учебы. Среди узбекских студентов пошли слухи о том, что в Ташкенте «на верхах» стали распространяться «шепоты» об имеющихся разногласиях между руководителями двух стран. Говорили, что тем студентам, семьи которых имели «своих» в высшем эшелоне власти, посоветовали не продолжать учебу в Турции. В те времена мы даже не знали о том, что чувства между странами «охладели» из-за отказа Турции выдать Узбекистану лидера оппозиционной партии. Тогда никто даже не мог представить что «погода может быть испорчена» из-за одного-единственного человека.
Осенью 1994 года Узбекистан сократил число студентов, обучающихся в Турции более чем на 80%. Когда в двусторонних отношениях переживался явный кризис, Узбекистан направил самую представительную делегацию на Курултай тюркоязычных стран, который состоялся в октябре того же года в Измире. Делегацию, состоящую из 60 высокопоставленных лиц, возглавлял сам министр иностранных дел Узбекистана. Несмотря на охлаждение отношений, перед публикой и журналистами стороны представляли себя и делали заявления так, как будто все было отлично. Между тем, некоторые СМИ Турции уже начали писать о проблемах и их причинах.
Первая публичная критика из уст руководства Узбекистана, направленная в сторону Турции, прозвучала в 1996 году, в год, когда был заключен Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Республикой Турция. Несменный президент Узбекистана Ислам Каримов, выступая на национальном телевидении, сказал недобрые слова в отношении турецких товаров народного потребления. Оправдывая введение ограничения конвертации валют, он сказал, что «нельзя тратить валютные средства, которые зарабатываются за счет тяжелого труда хлопкоробов, на покупку печенья турецкого производства сомнительного качества, которое при разжигании спички горит как бумага».
Двусторонние отношения окончательно испортились в 1999 году, когда 16 февраля в Ташкенте произошли террористические акты. Пять взрывов прогремели в разных частях города, один из них – у входа в здание Кабинета министров страны. Узбекистан обвинил проживающегося в Турции лидера узбекской оппозиции в организации взрывов, снова потребовал его экстрадиции и снова получил отказ. Скоро в стране были закрыты все турецкие лицеи. Турецкие бизнесмены стали сталкиваться с разного рода препятствиями, их все больше стали обвинять в нарушении ведения бизнеса; с трудом они получали узбекские визы, в большинстве случаев им приходилось продлевать разрешение на проживание в стране каждые три–шесть месяцев.
Постепенно президент Узбекистана Ислам Каримов перестал посещать Турцию и участвовать на саммитах глав государств тюркоязычных стран. Мнения двух стран расходятся по некоторым международным вопросам, в которых они не поддерживают друг друга. Наряду с нейтральным Туркменистаном Узбекистан отказался от участия в Парламентской ассамблее тюркоязычных стран.
Были случаи, когда в аэропорту Ташкента пассажиров, прибывших рейсом «Турецких авиалиний» – граждан Турции, – заставляли ждать очень долго. В аэропорту Стамбула принимали свои контрмеры. Как и полагается, за все политические проблемы пришлось расплачиваться народу. С 1 июня 2003 года правительство Реджепа Тайипа Эрдогана ввело визовый режим в отношении граждан Узбекистана, посещающих Турцию.
Как видим из хронологии, многим темным силам не выгодно сближение Турции и Узбекистана, в том числе самого сильного тюркского государства со своими остальными собратьями, тюркоязычными странами, обретавшими свою независимость после распада СССР. Террористическая сеть FETÖ фактически является главным оружием в руках врагов тюркского, мусульманского мира, которая тайно ведет свою подрывную деятельность во всех сферах. Государственные, специальные структуры обеих стран должны быть бдительными и находиться в постоянном контакте. Спецслужбы обоих государств должны обмениваться оперативной информацией о деятельности «гюленистов», перед которыми заокеанские хозяева поставили задачу: «Не дать Турции развиваться, расколоть турецкое и мусульманское общество!» посредством своей разветвленной сети, которая охватывает все сферы, от образования до юстиции, от политических партий, профсоюзов, до финансовых структур, от армии до дипломатического корпуса.
Аналитическая служба