Турецкий эксперт: «Россия пытается оставить Турцию вне игры в карабахском вопросе»

На вопросы Информационно-аналитического портала novayaepoxa.com отвечает известный турецкий политический аналитик, директор аналитического центра SASAM Сулейман Эрдем:

— Сулейман бей, как вы оцениваете результаты трехсторонней встречи Алиева, Путина и Пашиняна в Москве? Что изменилось в регионе после победы Азербайджана в Карабахе?

 

— После трехсторонней встречи Путин заявил, что были подписаны документы по развитию региона, строительству новой транспортной инфраструктуры и других необходимых объектов. Алиев и Путин в основном говорили о важности этих документов и о необходимости развития региона после войны. А Пашинян утверждал, что спорные, разрешенные вопросы, касающиеся Карабаха, и о статусе этого региона. Он добавил, что этот вопрос должен быть обсужден сопредседателями МГ ОБСЕ, которая с 1994-го года занимается урегулированием конфликта в Карабахе. После трехсторонней встречи между Пашиняном и Алиевым состоялась встреча тет-а-тет. Результаты московской встречи показывают, что несмотря на военную победу Азербайджана, дело не доведено до нужного, победного конца. Отсутствие Турции на этих переговорах, и молчание Путина по поводу т.н. статуса Нагорного Карабаха говорит о том, что с точки зрения окончательного восстановления территориальной целостности Азербайджана вопрос полностью не нашел своего решения. Помимо всего этого, несмотря на достигнутую договоренность 10 ноября о разблокировании коммуникаций, транспортных связей, до сих пор мы в этом направлении не наблюдаем никаких подвижек. С контекста Турции это тоже является проигрышем, так как в результате открытия авто и железной дороги в Нахчыван через Зангезур, выигрывает и наша страна, экономические связи которой с Азербайджаном все больше укрепятся после этого.

Спустя сутки после московских переговоров Путин позвонил президенту Эрдогану и проинформировал его о переговорах. С самого начала процесса Турция участвует в нем. Но последние события дают основание сделать вывод, что «Анкару кинули», и такие спекулятивные информации часто муссируют в СМИ. Как можно это прокомментировать?

— С дипломатической точки зрения запоздалый звонок Путина обозначает, что «ты не в деле». По крайней мере я так расцениваю ситуацию. Звонок президенту страны, которая должна быть за столом переговоров спустя два дня является всего лишь «утешительным жестом» со стороны России. Если бы Россия согласилась на участие Турции в процессе, то она бы участвовала в нем, или по крайней мере сразу после встречи Анкару проинформировали бы об итогах переговоров. Повторюсь, молчание Путина, когда Пашинян говорил о статусе Нагорного Карабаха и затягивании процесса разблокировки дороги Азербайджан-Турция через Нахчыван наводит на мысль, что Анкару постепенно устраняют от этого процесса.

— В США новый президент. По-вашему, чем будет отличаться политика Байдена по Ближнему Востоку от политики Трампа? Вообще, что сулит Турции победа Байдена?

— Я думаю, что главное преимущество Турции и стран нашего региона в вопросе выстраивания новых отношений с США является предсказуемость и адекватность нового хозяина Белого Дома в отличии от своего предшественника. Пока Байден производит впечатление президента, который повторит ошибки Трампа в сирийском, в курдском и в других вопросах и заденет Турцию, но предсказуемость его дает возможность Турции и другим странам, у которых напряженные отношения с Вашингтоном, заранее маневрировать, корректировать свою политику и находить точки соприкосновения. Как рациональный лидер Байден вполне способен избежать ситуаций, которые могли бы нанести ущерб интересам США и испортить отношения Вашингтона со странами, без которых продвигать свои планы и осуществлять свою стратегию в регионе просто невозможно. А Трампа эти факторы практически не интересовали. И помимо всего прочего, Байден ещё долго будет занят внутренними проблемами, налаживанием внутренних разборок, которые унаследовал от Трампа.

Беседовал: Кавказ Омаров