Турецкий эксперт о будущем проектов ТАНАП-ТАП и «Северный поток-2»

На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.com отвечает известный турецкий эксперт по энергетической безопасности, глава мозгового центра TEPSAM Огузхан Акйенер:

— Огузхан бей, аномально холодный циклон, накрывший всю центральную Европу и южные части континента, как-то повлияют на цены энергоносителей на мировых рынках?

— Несомненно, суровая зима и морозная погода, накрывшая весь мир, увеличили потребление энергии, особенно природного газа во всем мире. Но этот фактор не оказал существенного влияния на биржевые цены природного газа. Хочу отметить, что даже в сравнении с ценами на нефть, в некоторых странах цены на природный газ снизились. А на рост цен на природный газ в определенных странах мира повлияла нечистоплотная работа конкретных фирм, занимающихся транспортировкой и продажей населению голубого топлива и ажиотаж с увеличением запаса в газохранилищах. С другой стороны, на долгосрочных годовых контрактах по газу существенных изменений мы не наблюдали. К удивлению, на этот раз ощутимо выросли цены на уголь.

— Азербайджанский газ, наконец-то, через трубопроводные системы ТАП и ТАНАП дошел до Европы. Поставки сниженного газа из Катара и США, также и газ из месторождения Шахдениз, вынудят Россию снизить цены на газ?

— Долгожданный проект по транспортировки азербайджанского газа в Европу по Южному газовому коридору, наконец-то, налажен. Азербайджанский газ на данный момент подпитывает итальянский рынок и с объемом +10 миллиардов m3/год обеспечит некоторые потребности стран, через территории которых проходит ТАП (Трансадриатический проект). На рынках, которые работают принципом “hub price” как Евросоюз, любой рост добычи и превышение предложения спроса приводит к снижению цен. Тут надо смотреть на стоимость долгосрочных контрактов, которым принадлежит львиная доля биржевых объемов природного газа. Второе, кроме этого установление временных цен для оживления рынка тоже оказывает немалое влияние на формирование окончательной биржевой стоимости голубого топлива. В общем, вопрос возможного влияния азербайджанского газа на среднюю стоимость этого топлива на рынке Евросоюза является актуальным и оценивается экспертами как «больше вероятное». Но если сравнивать расходы добычи и транспортировки, то азербайджанский газ неконкурентоспособный в сравнении с СПГ из Катара и российским природным газом.

— После победы Азербайджана над агрессором Арменией в Карабахе по инициативе России, Турции и Азербайджана на повестке стоит вопрос о восстановления авто и ж\д дороги через Армению в Нахчыван и Турцию. В российском экспертном сообществе бытует такое мнение, что в будущем Газпром может транспортировать свой газ через трубопроводы ТАНАП и ТАП. По-вашему, насколько вероятен и выгоден этот вариант?

— Несомненно, дорога из Карабаха в Нахчыван и Турцию постепенно будет реализовываться и налаживание нового транспортного пути усилит интеграционные процессы во всем регионе, в том числе и в Тюркском мире. Этот транспортный коридор с экономической точки зрения очень выгодный для России и самой Армении. Именно поэтому и осуществится. А на счет присоединения Газпрома к проектам ТАНАП и ТАП — это всего лишь слухи, не имеющие под собой никаких оснований. Итак 10% природного газа, который транспортируется через ТАНАП, принадлежит российской компании Lukoil. С другой стороны, было бы вообще не логичным присоединение России к данному проекту, так как этот трубопровод рассчитан только на объемы азербайджанского газа и предназначен для его транспортировки в Италию. На данный момент в этой системе нет свободного трубопровода для транспортировки дополнительных объемов. А на всякий случай, при необходимости ТАНАП может увеличить объемы транспортируемого голубого топлива максимум в два раза, до 20 миллиардов m3/год, что еле обеспечит потребность азербайджанских газовых месторождений, которые начнут добычу газа на Каспийском шельфе. Тут речь может идти только о временном использовании Газпромом свободного провода, но и этот вариант полностью исключается, так как есть такие альтернативные маршруты как Южный и Турецкий потоки для транспортировки газа из России.

— Проект «Северный поток-2» опять наткнулся на санкции со стороны Вашингтона. По-вашему, что ждет этот «многострадальный» проект?

— С самого начала проектирования этой системы трубопроводов вокруг нее не стихают скандалы, судебные разбирательства и другие споры. Но надо отметить один факт, что хоть и медленными темпами, но все равно процесс закладки провода продолжается. И тогда, и сейчас я подчеркивал во всех своих комментариях и анализах, что «Северный поток-2» — это выгодный проект и для Евросоюза, и для Германии, и разумеется для России. Это очень важно в контексте снабжения природным газом всего европейского рынка в долгосрочной перспективе. Тем более для Евросоюза самый дешевый газ это российский, и Россия надежный и предсказуемый поставщик. С этой точки зрения можем предсказать с уверенностью, что этот проект завершится и будет работать бесперебойно.

Беседовал: Кавказ Омаров