Последние теракты в Иране привели к беспрецедентному накалу военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. Иран решительно намерен отомстить за кровавую акцию в Ахвазе, которую взяла на себя террористическая группировка ИГ. Тегеран впрямую обвинил в организации этого теракта США Израиль и Саудовскую Аравию. Духовный лидер, президент и командующий КСИР откровенно заявили в своих выступлениях, что ответы Ирана будут более кровавыми.
Ситуацию вокруг Ирана прокомментировал в своем интервью Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха турецкий аналитик, ведущий специалист мозгового центра по изучению Ирана (İRAM — Центр изучения Ирана) Сабир Аскероглу.
— Какая взаимосвязь между терактами в Ахвазе и не утихающими антииранскими массовыми акциями в Ираке?
— Протесты и массовые беспорядки в иракской провинции Басра связаны с внутренними проблемами этого государства, которые накопились за последние годы. Протесты — реакция народа на плачевное состояние страны, на худшую социально-экономическую обстановку и на политическую нестабильность в Ираке. Разумеется, многие думали, что в этих беспорядках есть и участие Ирана. На счет теракта в Ахвазе, это тоже является сугубо внутренней проблемой исламской республики. Это говорит о том, что в провинции Хузестан недовольны центральным правительством. Но мы не должны забывать, что в теракте в Ахвазе замешаны и внешние силы.
— Иран откровенно заявил, что за терактами в Ахвазе стоят внешние силы: США, Израиль, саудовская Аравия и другие арабские монархии. Хузистан — провинция, в которой компактно проживает арабское население Ирана. По-вашему, какая обстановка в тех провинциях, где компактно проживают азербайджанцы? Временами там тоже происходили акции протестов против иранского режима…
— Заявление руководства Ирана очень даже нормальное. То есть, нельзя считать Тегеран неправым в этом вопросе, но беда в том, что иранские власти в каждом инциденте, произошедшем внутри страны, пытаются найти внешние факторы. Таким образом, сваливая и свою ответственность на внешние акторы, Тегеран пытается снизить уровень недовольства народа властями. Акции протестов в Южном Азербайджане, недовольство тюрков Ирана, в основном связаны с гуманитарными, культурными и духовными проблемами (образование на родном языке, упоминание национальной принадлежности, сохранение национальной идентичности и т.д) и никогда не переходили в вооруженное восстание. Тюрки Ирана никогда не прибегали к насильственным методам для добывания своей цели. А в провинции Хузестан имеются множества незаконных вооруженных организаций, которые периодически устраивали кровавые акции.
— Какая роль Турции и Азербайджана в сохранении стабильности в тюрконаселенных провинциях Ирана? Запад неоднократно разыграла «азербайджанскую карту» в Иране для свержения режимов. Эксперты по Ирану до сих пор придерживаются мнения, что «азербайджанский фактор» является самым опасным для Ирана. По-вашему, осознают ли власти Ирана важность хороших отношений с Турцией и Азербайджаном для сохранения стабильность в своей стране?
— Основная часть иранских азербайджанцев не настроены антагонистически к тегеранским властям. Откровенно говоря, они не являются сторонниками отделения от Ирана и считают эту страну своей родиной. Турция тоже не проводит политику, которая могла бы способствовать распаду иранского государства. Для Турции важно, чтобы тюрки Ирана жили в мире и были в безопасности. Поэтому Турция заинтересована в развитии соседнего Ирана и не считает целесообразным вмешательство во внутренние дела исламской республики в отличии от некоторых держав. Турция осознает, что дестабилизация Ирана может негативно сказаться на жизни иранских азербайджанцев.
— Отношения Ирана с Арменией является очень чувствительной темой для Азербайджана. Совместные действия Ирана и Турции в сирийском вопросе, жесткая позиция Эрдогана в отношении США и Израиля могут повлиять на позицию Тегерана в армянском вопросе?
— Отношение Ирана с Арменией зависит от геополитической ситуации на Кавказе, а не от ситуации на Ближнем Востоке. Налаживая хорошие контакты с Арменией Иран сближает свои позиции и с Россией, заодно создает противовес азербайджано-турецкому стратегическому союзу в регионе. Усилит свое влияние на кавказском регионе всегда была главной целью Тегерана. И в будущем ситуация в этом направлении, ни чуть не изменится. Тегеран всего попытается противопоставить союз с Арменией против союзу Турции и Азербайджана. На счет политики Турции в Сирии, то это не сотрудничество с Ираном, а результат сильной конкуренции между Анкарой и Тегераном в этой арабской стране.
— Турция не поддержит последние санкции Запада против Ирана. С приходом к власти Эрдогана Турция в отличии от предыдущих правительств не поддержала антииранские санкции и продолжала торговать с соседним государством. Даже после громкого политического скандала в Турции, который привел к отставке четырех министров турецкого правительства, скандала вокруг турецкого банка «Halkbank», которого власти США обвинили в переводе наличной иностранной валюты в Иран, Турция не внесла изменения своей иранской политике и продолжала сотрудничать с ним. Если на этот раз администрация Трампа поставит вопрос ребром перед Анкарой, как поступит Эрдоган?
— Турция против дестабилизации нашего региона. Турция против разрыва отношений с Ираном, что нанесет непоправимый урон экономике всего региона. Турция хочет, чтобы США уважали её интересам и учитывали опасения Анкары в вопросах региональной безопасности. Турция в том числе и не заинтересована в разрыве отношений с самими США, и ожидает, чтобы Вашингтон тоже сделает шаг в его сторону и будет уважать интересы турецкого государства. В противном случае ничего получится.
Беседовал: Кавказ Омаров