Как сообщили Sputnik Азербайджан в министерстве по чрезвычайным ситуациям (МЧС) АР, в процессе реабилитации будут задействованы 20 иностранных специалистов.
К помощи турецких специалистов было решено прибегнуть после нескольких случаев суицидов среди демобилизованных военных, участвовавших во второй Карабахской войне.
Напомним, 7 января в Генеральной прокуратуре АР было возбуждено уголовное дело по факту самоубийства военнослужащего — 36-летнего Мусаева Вюсала Эльдар оглу в отделении психиатрии Главного клинического госпиталя министерства обороны в Баку.
По данным ведомства, Мусаев 29 сентября 2020 года, находясь на территории села Гюлистан Геранбойского района, получил закрытую черепно-мозговую травму вследствие взрыва, после чего был госпитализирован с диагнозом сотрясение мозга.
Военнослужащий сверхсрочной службы 6 января 2021 года, находясь в больнице на лечении, совершил суицид через повешение.
Другой военнослужащий — демобилизованный Юнис Мансуров покончил жизнь самоубийством на третий день после возвращения домой.
Приезд в Азербайджан турецких психологов только приветствуется, сказал директор Центра психического здоровья Минздрава Азербайджана Фуад Исмайлов, комментируя новость. В Турции имеется немалый опыт работы с военными — участниками боевых действий в горячих точках, в том числе в Сирии.
«Будет отлично, если они поделятся опытом работы с такими людьми. Это очень хорошая практика. Хотя у нас тоже есть специалисты, которые учились в Англии, Франции, Германии», — отметил Исмайлов.
Он рассказал, что суициды среди бывших военных — не редкость. В состоянии психоза, у человека в 50 раз возрастает вероятность совершить самоубийство.
В Азербайджане, в сложившейся ситуации следует избегать временных кампаний помощи участникам войны — необходимо организовать поэтапную реабилитационную работу с ними.
«Это — новая система помощи. Она специфическая для Азербайджана. Это не традиционная психиатрическая или психологическая помощь. Нужно работать со специфическим контингентом со специфическими проблемами», — подчеркнул глава Центра.
Люди, получившие военные травмы, не считают себя больными, поэтому их нельзя помещать в психиатрические лечебные заведения. В то же время, в этой ситуации бессильны всевозможные телефонные «горячие линии». Службы телефонной поддержки, действующие при министерстве труда и социальной защиты населения, министерстве здравоохранения, МЧС, являются всего лишь вспомогательным инструментом. Нельзя переоценить их значение, но обычная помощь по телефону бессильна в случае с людьми, которые перенесли военную травму, считает врач. Важна очная и достаточно долговременная работа с пациентами.
Участники войны, больше нуждаются в психо-социальной помощи, нежели медикаментозной. Транквилизаторы бессильны там, где люди, прошедшие войну, сталкиваются с социальной адаптацией. Многие военнослужащие потеряли части тела, стали нетрудоспособными, нуждаются в назначение пенсий, в продолжении учебы.
«Здесь следует решать целый комплекс вопросов, и психиатрический компонент не самый главный», — считает Исмайлов, который в первую очередь предлагает решить бытовые проблемы участников войны, и только в самых крайних случаях привлекать к лечению психиатров.
Так, 60 из 100 человек, после полученной социальной поддержки, в другой помощи более не нуждаются. Оставшимся 40 понадобятся групповые занятия, психотерапия. Именно для последних следует создавать учреждения по оказанию долговременной интенсивной реабилитации. Здесь помощь должна оказываться не одним специалистом, а командой: психолог, социальный работник, медсестра, психиатр, невропатолог.
А тем временем, в сам Центр психического здоровья ежедневно продолжают обращаться участники войны. Жалобы у них разные: бывшие солдаты страдают диссонативными, посттравматическими стрессовыми расстройствами, депрессиями, травматическими поражениями головного мозга. Многих из них удается вернуть к нормальной жизни, с остальными придется работать еще долгие годы.