Об отношениях Турции и Запада, и как на это будет реагировать Россия, рассказал в своем интервью Novayaepoxa.Com историк, политолог, автор 11 книг по проблемам постсоветского пространства Зураб Тодуа.
— Госсекретарь США встретился с президентом Турции Эрдоганом. После встречи стороны были довольны переговоры и заявили, что США и Турция смогли договориться. Как вы оцениваете договоренности США и Турции?
— Для начала желательно было бы разобраться о каких собственно договоренностях идет речь? Насколько я понимаю никаких документов подписано не было. Прошли напряженные переговоры госсекретаря США Рекса Тиллерсона с президентом Турции Реджепом Эрдоганом и министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу. Стороны обсуждали контракт на поставку Турции российской ЗРК С-400 «Триумф» и поддержку, которую оказывает Вашингтон курдским группировкам в Сирии.
Тиллерсон не утруждая себя излишним политесом прямо дал понять представителям Турции, что США выступает против того, чтобы Анкара закупала русские зенитные комплексы. Со своей стороны руководство Турции заявило о своей обеспокоенности усилением курдов в Сирии, при этом глава МИД М. Чавушоглу подчеркнул, что «Турция должна обеспечивать свою национальную безопасность» . Что в сухом остатке по итогам переговоров? Президент и министр иностранных дел Турции не сказали ни да, ни нет относительно контракта с Россией по С-400. Госсекретарь США «пообещал», что США помощь курдам будет «ограниченной». Весьма любопытно было бы узнать, что в понимании Тиллерсона означает «ограниченная помощь»? Уверен, этот же вопрос остро продолжает интересовать и Турцию.
Поэтому с моей точки зрения значение обсуждаемой встречи не стоит преувеличивать. Вместе с тем, неразумно и преуменьшать. США и Турция обозначили свои позиции и далее будут действовать исходя из того, как в дальнейшем будет складываться ситуация в Сирии. Разумеется Турция остается союзником США по НАТО и никто из серьезных экспертов не станет рассуждать на тему выхода Турции из Североатлантического блока. В то же время представить себе еще лет двадцать-тридцать назад, что Москва и Анкара будут обсуждать вопрос о поставках современных зенитно-ракетных комплексов и выступать на Ближнем Востоке как союзники, было немыслимо. Мир стремительно меняется.
Гражданская война в Сирии ломает все прежние стереотипы. Вчерашние соперники могут выступать как союзники и наоборот. Военно-политическая обстановка в Сирии диктует временные союзы и коалиции, свободные от идеологического влияния. И это вполне естественно, когда вовлеченные в дела Сирии государства руководствуются своими национальными интересами. А эти интересы диктуют координацию усилий России и Турции в регионе. до известных пределов. конечно.
— Как это будет влиять на отношения Турции и России?
— В этой связи я не вижу каких либо предпосылок к изменению взаимоотношений между Турцией и Россией. Да, вполне вероятно контракт в отношении С-400 не будет реализован. Но, я полагаю, никто, ни в Москве, ни в Анкаре всерьез данную тему и не рассматривал. Доказывать преимущества С-400 смысла нет. Специалисты знают, что на сегодняшний день более совершенной системы ни у кого в мире нет. По этому направлению ВПК России намного опережает США и другие страны мира.
Этот зенитно-ракетный комплекс пользуется повышенным спросом у других стран, поэтому никто из-за срыва контракта горевать не будет. Однако замечу, что США ничего хотя бы отдаленно напоминающее С-400 Турции не предлагают. Логично предположить, что к теме данного и, возможно, других контрактов Россия и Турция еще вернуться в будущем, когда обстановка для того станет более благоприятной.
Война в Сирии устроила настоящую проверку современным видам вооружений и многие раздутые рекламой образцы на деле себя проявили очень слабо. Это, например касается танков «Леопард -2А4», которые оказались чрезвычайно уязвимы. В ходе боевых действий в Сирии с января сего года турецкая армия потеряла около двух десятков этих машин … В целом у России и Турции общих интересов становится все больше.
Помимо ситуации в Сирии обе страны сближают экономика, финансы, различные стратегические проекты, туризм. Мне приятно напомнить, что я был одним из немногих, кто еще в далеком 1997 году, то есть 21 год назад, когда мало еще кто об этом думал и говорил, предсказал сближение между Россией и Турцией по все позициям в статье «Путь России в Европу лежит через Босфор», которая была опубликована в российской «Новой газете».
— Премьер-министр Турции на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель заявила, что Турция и Германия решила все политические вопросы. Можно ли сказать, что Турция, сейчас уже договаривается с Западом и будет не много дистанцируется от России?
— Если быть точным, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что проблемы «в целом разрешены» и это немного отличается от однозначного «все проблем разрешены». Они не могут быть решены потому, что, главный вопрос, который уже лет 40 поднимает Турция в своих контактах с ЕС и, прежде всего с Германией, как главной страной ЕС, — это конкретные сроки вступления Турции в Евросоюз.
Учитывая то обстоятельство, что европейские чиновники на всех прямые вопросы представителей Турции отвечают уклончиво, либо отрицательно, трения и проблемы будут сохранятся. Тем более, что у Турции и Германии различные взгляды относительно того, какие организации считать террористическими. Сохраняются и другие проблемы в отношениях. Я не думаю, что эта и какие-либо иные встречи представителей руководства Турции с политиками США, Германии и других стран ЕС окажут какое-либо существенное влияние на отношения Турции и России.
Почему, я уже говорил выше: общие интересы диктуют сближение Анкары и Москвы. Из этого не следует, что в отношениях двух стран не будут возникать проблемы и противоречия, будут — и довольно серьезные. И тем не менее общих интересов больше. Иначе президент Турции Реджеп Эрдоган, который, безусловно, является сильным политиком, не пошел бы на беспрецедентный шаг в мировой дипломатии и не принес бы личных и конкретных извинений президенту России Владимир Путину в связи с известным инцидентом (когда был сбит Су-24 ВКС России)
Беседовал: Ниджат Гаджиев