Обстановка на Каспии накаляется: в то время как Казахстан разрешил присутствие ВМС США в своих портах Актау и Курык, Россия передислоцировала ударные силы Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск. Значит ли это, что боевые корабли РФ могут торпедировать Транскаспийский газопровод?
Эту тему дипломаты пяти прикаспийских стран стараются не обсуждать вслух, но она активно обсуждается в ходе закулисных переговоров. Несмотря на внешнее спокойствие Каспий постепенно превращается в арену противостояния России и США. Кремль был возмущен недавним решением Нурсултана Назарбаева разрешить Пентагону использовать казахстанские порты Актау и Курык для транспортировки военных грузов США, хотя Москва публично воздержалась от критики в адрес своего союзника по ОДКБ и ЕАЭС.
Тем не менее этот шаг Астаны был воспринят как сигнал для усиления военного присутствия России на Каспии.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил о предстоящей передислокации боевых кораблей Каспийской флотилии из Астрахани в дагестанский Каспийск, то есть вплотную к границам других прикаспийских государств. При этом бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев заявил, что передислокация флота «позволит усилить безопасность России на Каспии».
Напряженность на Каспии растет в связи с неспособностью пяти прибрежных стран достичь консенсуса в вопросе правового статуса моря и разграничения морских границ. Этот вопрос может решиться на предстоящем саммите с участием лидеров РФ, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении, который намечено провести в августе этого года в казахском портовом городе Актау.
Замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов выразил надежду на то, что в ходе саммита Россия и Иран снимут свои возражения по поводу строительства по дну Каспия Транскаспийского трубопровода, по которому Туркмения и Казахстан планируют начать масштабные поставки природного газа в Европу.
Однако глава МИД РФ Сергей Лавров недавно вновь предупредил: без согласия России строительство этого трубопровода недопустимо. Это может означать, что Кремль вряд ли пойдет на уступки в этом стратегически важном вопросе.
Дело в том, что без прокладки газовой магистрали по дну Каспия почти теряет всякий смысл ввод в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода (TANAP): церемония запуска этого проекта с большой помпой на днях состоялась в турецком городе Эскишехир. На церемонии присутствовали президенты Турции, Азербайджана, Украины и Сербии.
TANAP является одним из основных составляющих Южного газового коридора стоимостью в 40 миллиардов долларов, который рассматривается как конкурент «Газпрома» в Европе. Однако проблема в том, что на первом этапе по этой магистрали на Старый континент будет транспортироваться лишь азербайджанский газ, запасы которого в несколько раз уступают «голубому топливу» Туркмении.
Ситуация кардинально изменится, если к трубопроводу подключится Туркмения, которая с учетом своих неразведанных обширных месторождений занимает третье место на мировом газовом рынке. Ашхабад уже ослабил позиции России на китайском направлении, начав обширные поставки своего газа в Поднебесную. В результате Пекин ослабил свой интерес к предстоящим поставкам российского газа по трубопроводу «Сила Сибири».
Естественно, Москва не хочет допустить повторения этого сценария на Каспии. Тем более, что у нее есть важный рычаг давления на туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова: боевые корабли Каспийской флотилии постоянно патрулируют акваторию Каспия и готовы в любой момент нанести ракетный удар по Транскаспийскому трубопроводу, если он будет проложен без согласования с Россией.
Тем не менее несмотря на возражения Кремля Еврокомиссия совместно со Всемирным банком выделила более миллиона долларов на подготовку документации для прокладки по дну Каспия магистрали, которая соединит порты Туркменбаши и Баку. Как ни странно, в качестве партнера ЕС по строительству выступила Грузия, которая не имеет выхода к Каспийскому морю.
Как заявил советник премьер-министра Грузии Георгий Вашакмадзе, Тбилиси собирается наравне с ЕС финансировать проект по подготовке строительства Транскаспийского газопровода. По его словам, вскоре европейские банки и энергетические компании начнут переговоры с Туркменией о купле-продаже газа.