Тема новой войны на Ближнем Востоке актуальна как никогда, и этим все обязаны Америке Трампа, резко заменившему мягкую силу на жесткую.
Президент США, опираясь на поддержку региональных союзников, кардинально меняет стратегию сдерживания на наступательный пыл, диверсифицируя риски и вызовы.
Сказать, что это случайно, было бы неверно. Следуя нехитрой мудрости, он на всех углах утверждает, мол, выдерживает предвыборные обещания. Может оно и вправду так. Но современный мир меняется стремительно, и слово, данное еще вчера, сегодня вдруг вызывает большие опасения, и с этим невозможно не считаться.
Скорее, Трамп прекрасно понимает, что происходит вокруг, но, невзирая на сложность глобального положения, осознанно идет против ветра. Думать, что его страна надежно защищена от возможных напастей океаном, несколько наивно. Поток ассиметричных ветров нет-нет, да доходит до берегов страны. Но излюбленная тактика выуживания преференций за счет издержек и союзников играет свою роль.
Пока же уверенно подбадриваемый еврейским лобби США нестандартный президент увлеченно разжигает ближневосточный костер, натравливая Израиль на Иран и палестинцев. Происходящее в регионе сумасбродство с переносом американского посольства в Эль-Кудс (Иерусалим), повлекшее за собой волну чудовищного насилия в отношении палестинцев, обмен ракетными ударами Тель-Авива с Тегераном, варварство смешанной шайки террористов и их цивилизованных покровителей на сирийской земле и многое другое сулит только ужесточение положения.
Израильский премьер Беньямин Нетаниягу, будучи на эмоциональном подъеме, поймал кураж, и полон решимости развить успех. Потому ринулся в Москву, чтобы прощупать настроение России относительно заплечных планов по Ирану. Хозяин Кремля, оказав теплый прием гостю, охотно нацепившему на лацкан пиджака георгиевскую ленту, чего не сделал президент Сербии Вучич, настоятельно посоветовал не пороть горячку и проявлять сдержанность.
Все, что связано с Сирией и тамошним военным хозяйством, Тель-Авив знает, как свои пять пальцев и может себе позволить любую шалость и вольность. Но совсем другое дело Иран, который не из робкого десятка. Собственно иранская твердыня и выводит Тель-Авив из себя, ибо не дает покоя осуществить задуманное в Сирии, Ливане и Палестине. Подключение Америки Трампа к реализации антииранского плана какие-никакие, но плоды дало. Однако тактические приобретения не снимают большой угрозы. Свыше ста тысяч ракет малой и средней дальности, что припрятаны Тегераном в ливанском, палестинском и сирийском подземелье, это далеко не муляжи и не игрушки. В потоке это смертоносный потенциал, который в любой момент может отозваться разящим эффектом.
Бенеьямину Нетаниягу, как говорят острословы, и хочется, и колется. Но в любом случае Израиль, имея огромный и высокотехнологичный военный арсенал, не является геополитическим тяжеловесом, и чтобы атаковать Иран, обязан согласовать свой порыв с центрами сил. В Москве его убедили не делать глупостей и «воздержаться от провокационных действий». И сказано было сие не кем-то, а самим Владимиром Путиным.
Максимум, на что может рассчитывать израильский премьер, так это на развертывание локальных операций на сирийской территории, да и то с оглядкой на Москву, да и на Тегеран. Кстати сказать, что больше половины выпущенных последним по Голанским высотам 20 ракет боле половины долетело до целей. Израильтяне обошлись без комментариев. То был ракетный зондаж не просто израильской территории, а оккупированных Тель-Авивом Голанских высот, где преимущественно живут друзы.
Израильтяне утверждают, что они лояльны и не представляют никакой угрозы для Израиля. Однако в ходе недавних ожесточенных боев с исламскими террористами, когда встала необходимость эвакуации раненых джихадистов в израильские госпитали, местные друзы перекрыли эвакуационный путь, преградив дорогу каретам военной скорой помощи. Как ни пытались в Израиле замять скандал, ничего не получилось, и «армия обороны – ЦАХАЛ» был пойман за руку в оказании помощи террористам Исламского государства.
Это детали, но имеющие значение для расшифровки семантики региональной партии, в которой Трамп нахраписто пытается столкнуть Израиль с Ираном. Но Нетаниягу не так уж и наивен, чтобы сунуться в самое пекло. Ему есть что терять. Дабы не растерять очки от подавления Ан-Накбы (дня палестинского гнева против оккупации) и ракетных ударов по сирийской территории, он не станет рисковать политическим багажом в условиях, когда внутри страны проблем ему тоже хватает.
Иран, сделав булавочный укол ограниченным числом ракет, пока воздерживается от продолжения огневого прессинга, и дело не в боязни и нерешительности. Его план – закрепление на сирийской территории, и для этого определенно ведутся эксклюзивные мероприятия, о которых американцы и израильтяне больше догадываются, чем знают.
Основной ударный потенциал Тегерана сосредоточен в соседнем Ливане, откуда может быть санкционирован сигнал для развертывания плана «Б». Это то, что наиболее волнует Тель-Авив. Чтобы не искушать судьбу, военные и политические чины Израиля в последние дни значительно умерили риторику. Слова министра обороны Авигдора Либермана «мы считаем инцидент с Ираном исчерпанным» говорит о настроенности сбавить обороты эскалации.
Насколько это входит в планы Дональда Трампа, трудно сказать. Однако американский лидер, не сдержавший слово по личному участию на церемонии открытия посольства в Эль-Кудсе, похоже, тоже дал слабину. Как и многие из его соотечественников из истеблишмента, он также предпочитает оказывать знаки внимания друзьям из горячих поясов из защищенного далека. Да и зачем лезть в гущу, если есть возможность рисковать чужими активами.
Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com