Торжественное открытие персональной выставки Ирины Эльдаровой – ФОТОСЕССИЯ

Вчера в МВК РАХ Галерее искусств Зураба Церетели прошло торжественное открытие проекта известной азербайджанской художницы Ирины Эльдаровой «Девушки предпочитают нефтяников», — сообщает Novayaepoxa.Com со ссылкой на Российскую Академию Художеств.

Ирина Эльдарова — известный азербайджанский художник, яркий, неожиданный, эмоциональный, остро современный, свободно и талантливо выражающий свое ощущение мира через живопись. Её работы приглашают задуматься о многом. На холсте, фанере и ватмане, маслом, акварелью или акрилом автор делится со зрителем родившимися в ее воображении ассоциациями и сюжетами, по-своему рассказывая о добре и зле, мечтах или отягощающих жизнь противоречиях и интригах.

Экспозицию составили около 70 произведений живописи и графики. Главные герои произведений серии «Девушки предпочитают нефтяников» — безвестный бакинский нефтяник с советских плакатов 60-х годов и самая знаменитая блондинка мирового кинематографа Мэрилин Монро. Совмещение двух мифов – «светлых идеалов коммунизма» и «аmerican dream», двух секс-символов – мужского и женского создает романтичный и одновременно фантастический из-за своей недостижимости сюжет.

Нефтяники Каспия: классика жанра – «суровый стиль» Таира Салахова. Ирония по поводу советской визуальной идеологии в перестроечном соц-арте в России. Мерлин Монро как квинтэссенция поп-арта в творчестве Энди Уорхола. Высмеивание изобразительных клише и само-высмеивание поп-арта у Джеффа Кунса, или, например, бумажные обрывки киноафиш как материал Миммо Ротеллы в создании метафоры эфемерности создаваемого «фабрикой грез» символического продукта… Эти мифы и образы прежних десятилетий своеобразно трансформируются в творчестве Ирины Эльдаровой. В суровый мужской мир нефтяных промыслов в открытом море невольно вторгается девушка. Жизнь персонажей прошлого наполняется искренними человеческими чувствами – what if («а что, если»)?

Наряду с многочисленными работами последних лет в экспозиции представлены и несколько живописных полотен 1990-х. Выверенные по композиции, эти экспрессивные панно/плато говорят нам о другой Ирине Эльдаровой, помогают разглядеть в ее новых, только отчасти фигуративных, работах тонкую пульсацию естественной фактуры.

Своего рода разгадкой творческой личности можно считать и представленные в экспозиции графические эскизы художницы, увеличенные до грандиозных размеров и распечатанные на плоттере. Они дают возможность понять, что живописные изображения на большом холсте – на самом деле быстрая карандашная зарисовка набежавшего чувства … картинка, случайно выпавшая из переполненной картотеки памяти.

На вопрос, о чем работы Ирины Эльдаровой интересно ответила искусствовед Диляра Вагабова: «Создается впечатление, что Ирина Эльдарова пишет свой собственный роман, привлекая для этого все возможные средства – краски, фотографии и даже стихи… Абстрактные и на первый взгляд простые геометрические композиции строятся у нее на сложных градациях цветов и их оттенков. Определенные цветовые комбинации, со всей очевидностью связанные с внутренней жизнью художницы, становятся индикатором ее эмоционального состояния…»

Ирина Эльдарова родилась в 1955 году в Москве. В 1974 году закончила Московскую Среднюю Художественную школу (МСХШ). Брала уроки у профессоров Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1975 – 79 гг) . Диплом получила как выпускница Московского государственного художественного института им.В.И.Сурикова, где обучалась в 1980-82 гг. под руководством известного мастера книжной графики, профессора Бориса Дехтерева. Более 30 лет живет и работает в Баку.

Ирина Эльдарова является автором серии монументальных мраморных панно, установленных на станции метро «Халглар достлугу» (Баку, 1988 г.). Сфера профессиональных интересов художницы также охватывает фотографию, видео-арт, журналистику.

С 1995 года является арт-директором международного издательского дома Caspian Publishing House, а также членом Британской ассоциации журналистов. Принимала участие в разработке художественной концепции Государственных Книг Азербайджана (2000 г.), Казахстана (1999, 2000 и 2003 гг.), Узбекистана (2002 г.), журналов Caspian c 1995 по сегодняшний день, Loaded (российское издание, 2003 г), BOOM (российское издание) и многих других международных изданиях.

С 2012 года — главный художник Национального Музея Искусств Азербайджана. Принимала участие во многих выставках, как за рубежом, так и в России и других странах СНГ.

Работы автора находятся в собрании Третьяковской галереи (Москва), Музее современного искусства (Баку, Азербайджан), Музее искусств им. Р.Мустафаева, Бакинского центра искусств, а также являются собственностью многих частных собраний.

Выставка продлится до 3 декабря 2017.

Фото: Тамилла Гасанова, Гюльнара Таира-Акперова

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

3436
virtonnews.com