Тобиас Назе: «В Сирии мы наблюдаем повторение ливийского сценария»

«Новая Эпоха» представляет интервью с независимым журналистом, политологом (Германия) Тобиасом Назе.

— Господин Назе добрый день! Благодарю вас за то, что согласились уделить время нашему изданию.

— Благодарю, что пригласили.

— Как вы считаете, каковы нынешние реалии жизни Сирии?

— Позвольте мне сначала рассказать о том, что произошло в Сирии несколько месяцев назад. То, что мы по сути наблюдали в Сирии, было не революцией, даже не сменой режима, а банкротством страны. Сирия находилась в состоянии войны и жестких международных санкций более десятилетия. В результате этого заработная плата большинства людей, даже с университетским образованием, составляла всего 20 долларов в месяц. На такую зарплату невозможно прожить. Когда ХТШ (ред. Хайят Тахрир аш-Шам- сирийская радикальная салафитская группировка, образованная в 2017 году в результате слияния группировок Джабхат Фатех аш-Шам (ранее Фронт ан-Нусра), Фронта Ансар ад-Дин, Джейш аль-Сунна, Лива аль-Хакк и Нур ад-Дин аль-Зенки) начала наступление на Алеппо, весь сирийский государственный аппарат просто перестал выполнять свои функции.

Конечно, коррупция сыграла свою роль в этом государственном перевороте. Без оплачиваемых инсайдеров в командовании армии это было бы невозможно. Люди спрашивали после многих лет войны, почему их экономическое положение не улучшается даже после того, как сама война уже была решена в пользу бывшего режима. Это по сути привело к краху правительства Асада.

Теперь сирийское государство фактически исчезло, бывшая сирийская администрация просто сбежала. Я даже не говорю о политическом руководстве, которое бежало за границу, а буквально обо всех, кто работал на любой государственной должности, от армии до городской администрации и любого органа власти. Нередко можно увидеть бывшие государственные здания, где работали десятки людей, полностью пустыми или с одним представителем новой администрации. По сути, существует вакуум власти.

Теперь ХТШ (ред. Хайят Тахрир аш-Шам) пытается заполнить этот пробел в сотрудничестве с турецкой секретной службой. Неслучайно, что Ибрагим Калин, глава турецкой секретной службы MIT (ред. НРОТ Национальная разведывательная организация Турции (на турецком языке: Milli Istihbarat Teşkilatı, MIT) — правительственная разведывательная организация, созданная в 1965 году для замены Службы национальной безопасности), был замечен вместе с Хаканом Фиданом, бывшим главой НРОТ, ныне министром иностранных дел Турции, в Дамаске сразу после падения режима вместе с официальными лицами ХТШ.

Кроме того, она известна своим сектантством суннитских арабов. Это серьезная проблема для других религиозных сект Сирии. Сирия исторически была светским государством из-за своего многоконфессионального состава и больших меньшинств, таких как христиане и алавиты.

Сирийский народ привык к тому, что религия была их личным делом и никем не навязывалась. Женщины никогда не были обязаны носить хиджаб, алкоголь был доступен в большинстве мест, и люди любили пить, петь и танцевать, как и в Азербайджане. Это время подходит к концу с новым правительством, которое отдает предпочтение радикальному исламу, а не сирийской культуре. Мы видим это отражение на фотографиях, которые публикует новое сирийское руководство. Вы можете увидеть министра иностранных дел Германии Бербок на ее встрече с новым фактическим лидером аль-Джолани, подвергающийся цензуре за «неподобающую одежду», также можете увидеть Джолани в интервью BBC, где женщину-интервьюера заставляют надеть платок. А недавно было опубликовано видео, на котором людей публично избивают плетью за то, что они открыли свои магазины вместо того, чтобы пойти на пятничную молитву. Это было бы невозможно в бывшей Сирии.

Хуже того, меньшинства, такие как алавиты и христиане, которые всегда считали этот радикальный захват угрозой и именно по этой причине также поддерживали прежний режим, теперь похищаются и убиваются.

Турция должна сделать все, чтобы оказать давление на ХТШ, чтобы положить конец этим убийствам, если она хочет сохранить Сирию целой как единое государство.

Но реальность такова, что ХТШ — это множество несирийских национальностей, которые во многих случаях отправились в Сирию для создания радикального исламского государства. Они чужды сирийской культуре и традициям и им все равно. Турция явно недооценивает потенциальную угрозу со стороны этих людей.

— Каково нынешнее состояние сирийского народа? Каковы новые реалии их жизни?

— Ситуация сложная. Некоторые люди яро празднуют, в то время как другие прячутся в страхе. По сути, для простых людей почти ничего не изменилось. Доход по-прежнему практически отсутствует. Однако Турция попыталась обеспечить хотя бы Алеппо электричеством. В последние годы электричество стало проблемой для всей страны. Для большинства людей в Сирии электричество доступно только несколько часов в день.

Сирия все еще находится под санкциями, и Запад обещал лишь некоторое облегчение. Пока что нет никаких серьезных изменений к лучшему для сирийского народа.

По крайней мере, Турция пытается ввести в Сирию силы, чтобы увеличить доступность электроэнергии. Многие люди до сих пор еще не получили зарплату от государственных учреждений. Народу все еще трудно выживать, и вряд ли это изменится в короткие сроки.

— Как люди в целом видят новое правительство Сирии?

— Многие люди приветствуют уход прежнего руководства, но многие из них также критикуют новое руководство. Они надеются, что эта смена режима улучшит их экономическое положение. Но даже при огромной помощи извне этого пока не происходит. Это может занять очень много времени.

Сирия опустошена войной, экономическими трудностями из-за санкций, и вряд ли это быстро изменится. Людям обещали быстрое экономическое восстановление и демократию. Но сейчас ничего этого не происходит. Вместо этого Аль-Джолани сказал, что он будет управлять Сирией в течение следующих четырех лет, и межконфессиональная напряженность усиливается с первыми демонстрациями против нового руководства.

— Что вы можете сказать о новом руководстве Сирии? Чего нам следует ожидать от него?

— Все зависит от Турции и от того, смогут ли турецкие спецслужбы контролировать правительство ХТШ, остановить сектантство, а также от того, готовы ли Турция и страны Персидского залива инвестировать миллиарды в Сирию. Турция борется со своей собственной экономикой, а контроль над провинцией Идлиб в Сирии — это нечто совершенно иное, чем контроль над всей страной.

ХТШ не может управлять страной без помощи Турции. Единственной целью тогда будет создание радикального исламского халифата. Кроме того, Турции понадобится контроль над нефтяными скважинами на севере и востоке Сирии, которые сейчас контролируются курдами и США. Они были одним из основных источников дохода для страны, прежде чем они попали в руки ИГИЛ, а затем курдов и США. Без доходов от этих нефтяных скважин Турции будет трудно поддерживать сирийское государство, и Турция столкнется с такой же проблемой, как и прежний режим.

— Сохранит ли новое руководство страны отношения с Москвой, несмотря на тот факт, что Москва помогла Асаду сбежать из Сирии?

— Это маловероятно. Конечно, какая-то дипломатическая связь сохранится, но реальность такова, что России придется закрыть свои военные базы в Сирии. Запад уже сказал, что любые крупные инвестиции будут сделаны только в том случае, если они будут закрыты, а ХТШ всегда была врагом России в прошлом. Российские войска были символически встречены ботинками боевиков группировки, когда они направлялись из Сирии.

Если возможны террористические атаки на российские военные базы, России придется полностью уйти, поскольку она не в состоянии контролировать ситуацию. Конечно, Россия может попытаться договориться с Турцией, но на данный момент Москва не может предложить большего. Россия, скорее всего, уже смирилась с фактами на местах и перебросила свои силы из Сирии в Ливию, чтобы продолжить свои операции в Африке. То, что Россия предоставила убежище Асаду, на самом деле не так важно для новой администрации, как тот факт, что месяц назад Россия все еще бомбила их истребители. Так что мы увидим лишь минимальные дипломатические контакты.

— Какова судьба Асада? Каково будущее Сирии?

— Асад будет жить в изгнании в России, как бывший президент Украины Янукович после смены там режима в 2014 году. Природные богатства Сирии также являются ее проклятием. Турция, скорее всего, начнет войну на курдских территориях, чтобы вернуть себе контроль над нефтяными скважинами. Это, скорее всего, произойдёт после смены администрации США, и если Трамп выведет свои войска из Сирии. Израиль уже оккупировал части Сирии. Алавитское меньшинство Сирии не будет вечно мириться с репрессиями и убийствами.

Если ситуация не улучшится, они могут попытаться создать собственное государство в прибрежных районах. Кровопролитие в Сирии вряд ли скоро закончится. Многое будет зависеть от способности Турции к государственному строительству на заднем плане.

Но реальность такова, что все, Россия, Иран и Турция, а также Запад, не справились с этой задачей. Мы, скорее всего, наблюдаем повторение ливийского сценария. Ливия в настоящее время является несостоявшимся государством. Запад не смог ничего поднять после 2011 года, и мы можем сказать то же самое и о России, и о Турции, которые обе активны в стране. Люди живут намного хуже, чем при Каддафи. Тот же самый факт, скорее всего, ждет Сирию.

Конечно, есть также возможность для Турции натравить ХТШ и других сирийских боевиков против Израиля и начать войну с ним. Но Турция, с одной стороны, всегда была риторически очень активна против Израиля, но с другой стороны, никогда не представляла серьезной угрозы для страны. Однако внешний враг может снова создать объединяющий импульс среди различных сирийских фракций. Но сирийцы тоже устали от войны. И что еще хуже, ИГИЛ уже снова появляется на сцене, и он быстро растет. Только сегодня были арестованы некоторые члены ИГИЛ, когда они пытались совершить сектантский теракт в Дамаске.

Джамиля Чеботарёва