На вопросы Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает кыргызский аналитик, профессор Токийского университета (Япония) Талатбек Масадыков:
— Ситуация на кыргызско-таджикской границе накаляется. Погранвойска ГКНБ Таджикистана сообщают о втором убитом в ходе конфликта на границе с Кыргызстаном, что на самом деле происходит в регионе? Что лежит в корне этой проблемы, которая, по мнению многих экспертов, может превратиться в тотальный конфликт между двумя соседними странами?
— Что лежит в корне этой проблемы, причины нерешенности этих проблем напрямую связаны с социально-экономическими проблемами. Именно из-за нерешенности этих проблем у жителей Таджикистана и Кыргызстана, которые проживают в этой приграничной зоне. Причина в том, что государственные структуры и институты с обеих сторон, в общем, в центрально-азиатском регионе, на протяжении многих лет не уделяли минимум, а порой вообще никакого внимания решению данной проблемы. В данный момент считаю неэтичным говорить о руководстве Таджикистана, нашей соседней, братской страны, эксперты или представители этого государства, наверное, сами выскажут свое мнение по этому поводу. А я, как гражданин Кыргызстана, как кыргыз, хочу вам сказать, что за последние годы как я увидел у себя в стране, так как долгие годы проживал за рубежом, ни один из руководителей за последние 27-28 лет после развала СССР, ни руководители местных органов, ни какие руководители центральных органов, не то, что решать проблемы социально-экономического характера, они даже не обращали достойного внимания на эти вопросы.
Вы сами понимаете, что после распада советского союза, когда модно было и все начали говорить о независимости, свободе, суверенитете, в первую очередь руководители всех государств должны были сесть за стол переговоров и решить вопрос о демаркации и делимитации границ. На сегодняшний день, вы представьте себе, у Кыргызстана есть нерешенные территориальные проблемы и с Таджикистаном и с Узбекистаном. У нас есть ещё нерешенные вопросы, потенциальные проблемы и с Казахстаном, но я не хочу об этом говорить сейчас. Но я скажу вам, сколько бы президентов, руководителей нашей страны не было, все они обещают решить эти проблемы — вопросы демаркации и делимитации границ. Но как мы видим решить эту проблему явно не хотят. Обещаний много, но за все эти годы не удалось сдвинуть этот вопрос с мертвой точки. В этом самая главная вина лежит на руководстве нашей страны. А так люди, народы Центральной Азии, во все века жили очень дружно, жили в одном регионе, входили в состав одного государственного объединения. Теперь все стали независимыми и должны решить эту проблему между собой. Наши руководители не должны сидеть и ждать, что какой-то дядя из Москвы, или дядя из Вашингтона, или какие-то чиновники или военные из Пекина приедут и решат наши вопросы. Наши вопросы мы должны решать сами, и эти вопросы касаются всего центрально-азиатского региона.
— Помимо этой проблемы между Таджикистаном и Кыргызстаном, есть спорный территориальный вопрос обеих стран и с Узбекистаном. Кто расставил эти ловушки, кто подложил эти «мины» под регион? Неужели невозможно решить эти проблемы в рамках центральноазиатского сотрудничества без вмешательства иностранных сил?
— По поводу этого вашего вопроса, могу сказать, что в принципе уже сложно разбираться, кто возложил эти мины, кто первый и следующий. Это было сделано за годы советской власти. Поэтому, не копаясь в этом, надо было разобраться сразу после распада империи в этих проблемах. А для того, чтобы разобраться и поставить точку, надо было в течение 20 с лишним лет руководителям наших стран проявить политическую волю и решить эту острую проблему, раз и навсегда решить проблему демаркации и делимитации. Но, как вы понимаете, руководство, как я уже говорил в ответе на предыдущий вопрос, что руководство слабое, в Кыргызстане каждый новый президент и новое правительство были слабее предыдущего. Конечно, они били себе в грудь и продолжают это делать, но все перед глазами, что они сделали. Я не хочу вообще сводить на ноль деятельность этих правительств, но в этом направлении ничего не было сделано. Поэтому когда говорим о «подложенных минах», «устроенных ловушках», не должны забывать, что все в руках руководителей центральноазиатских стран, между которыми существуют те или иные проблемы, и все в руках народа. Потому, что нам нечего делить. У нас общая культура, общие традиции, общая вера и наши народы веками жили, живут и будут жить вместе, в мире и согласии. У нас общее прошлое. Поэтому если будет политическая воля у наших руководителей, то можно решить любую проблему.
— Раньше была Россия, которая с целью держать весь регион под своим контролем манипулировала этими разногласиями (проблемами эксклавов, спором вокруг источников пресной воды) между стран ЦА. После распада СССР в Центральной Азии появились и другие геополитические игроки. Китай, США, ЕС, у мусульманских держав свои интересы… насколько вероятно столкновение внешних сил в регионе и к чему это может привести?
— Да вы правы. Любая крупная держава, будь эта Россия, США или Китай они всегда будут преследовать и ставить как приоритет свои государственные интересы, и это нормальное явление. Каждое государство этим должно заниматься, но в нашей ситуации, в Центральной Азии, я считаю, что если мы сами будем заниматься этим и сами попытаемся решить эту проблему естественно, наши попытки будут очень слабыми. А если бы найдем общий язык со всеми руководителями центральноазиатских республик, то я, думаю, мы сможем решить все свои проблемы, и естественно мы будем учитывать интересы и других внешних игроков, о которых мы уже сказали. Это мир и политика, это Большая Мировая Политика. Все взаимосвязано. В ХХI веке, когда глобализм накрыл всю планету, обхватывает все человечество, нам необходимо решать все свои проблемы вместе. И Россия сегодня не та Россия, которая была раньше, в рамках СССР, у нее свои интересы. Это нормально и понятно. И у американцев с китайцами свои интересы. Мы географически находимся в Евразии. Мы граничим с этими большими государствами как Китай, Индия и Россия. И мы конечно должны понимать, как нам жить с соседями, и в первую очередь соседи должны жить мирно. Но, в общем, конечно, было бы лучше, если бы все страны Центральной Азии объединились и выступили бы вместе, одним голосом, по основным вопросам мировой политики как субъекты международного права. Сейчас очень сложно убрать этих внешних игроков потому, что они всегда были, есть и будут. А нам нужно то, что традиционно с кем мы жили рядом, конечно нам легче с ним и найти общий язык. Мир уже совсем другой, поэтому мы должны быть прагматиками, и свои интересы, интересы региона, интересы своих государств мы должны ставить в первую очередь, а не думать о меркантильных интересах. Например, я как в моей стране, где руководство занимается совершенно другими делами, не занимается приоритетными вопросами нашего государства и нашего народа.
— В случае тотального конфликта, который начнут внешние силы, кто выйдет победителем в этой войне? Кому достанется этот самый богатый и стратегически важный регион Евразии?
— Предсказать то, кто выйдет победителем из этой войны, противостояния я бы не стал. Предсказывание это наверно дело других людей. Думаю, лучше этого конфликта бы не было. Думаю, в мире есть здравый смысл у руководителей больших государств, которые являются внешними игроками в центральноазиатских процессах, и у руководителей наших стран. А мир и стабильность в любой точке нашей планеты — это в интересах всего мира, всех народов. Думаю, что здравый смысл поможет всем политикам решить проблемы исключительно мирным путем и найти точки соприкосновения, что поможет избегать конфликты и столкновения. Я даже не хочу говорить о каком-то конфликте. В любом конфликте есть побежденные. Побежденные — это народ, простой народ, который больше всего страдает от конфликтов и войн. Поэтому нам нужно приложить все усилия, чтобы все неразрешенные проблемы скорее нашли свое решение с учетом интересов всех сторон.
Беседовал: Кавказ Омаров