Теймур Даими: «Хотелось бы добиться сопереживания тому, что зритель увидит на экране» — ИНТЕРВЬЮ

Документальная картина «This is Love» (Это — Любовь) азербайджанского художника, режиссера и философа Теймура Даими, которая не так давно была удостоена приза Eurasia International Monthly Film Festival в номинации «Лучший документальный фильм» в Москве, будет продемонстрирован на Caribbean Film Festival & Market (24 августа 2017), где попал в полуфинал фестивального показа.

Помимо этого, кинокартина была отобрана для участия в программе фестиваля (Основной Конкурс), и будет претендовать на главные награды XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, который пройдёт с 5 по 11 сентября 2017 года в Казани (Татарстан).

Напомним, что фильм также был продемонстрирован на таких престижных форумах, как DO PÃO International Documentary Film Festival, Albergaria-a-Velha (9 июня 2017), Barcelona Planet Film Festival (31 мая 2017), Roma Cinema DOC (2 мая, 2017), AltFF Alternative Film Festival (Торонто, 14 июня 2017), где фильм был выбран финалистом.

Получасовая документальная лента рассказывает об истории глобальной любви семейной пары на протяжении 65-ти лет. Их взаимоотношения протекают на фоне облика меняющегося Баку, начиная с середины 20 века с его социалистическим мироустройством, заканчивая днями сегодняшними.

Сценарий, режиссура, камера и монтаж: Теймур Даими; художник: Самир Кафаров; звук: Эльчин Ахмедов; редактор английского текста: Сабина Стенхаус; продюсеры: Теймур Даими, Самир Кафаров. В фильме снимались: Земфира Тагиева, Рустам Тагиев, Теймур Даими, Нурай Тагизаде, Амин Тагизаде. Rise Expanded Art Production.

Информационно-аналитической онлайн газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с азербайджанским режиссером, художником и философом Теймуром Даими, который ответил на наши вопросы касательно кинокартины «Это любовь».

— Теймур муаллим, что подтолкнуло Вас снять фильм?

— Конкретное событие в жизни моей семьи. Я отталкивался не от отвлечённой идеи, а от жизненных реалий.

— Почему Вы остановились именно на теме любви? Чем Вас заинтересовал именно этот сюжет?

— С этой темой происходит странное. С одной стороны, это самая затасканная тема всех времен и народов, которой посвящены тома стихов, прозы, философских трактатов, фильмов и, конечно, легкомысленной продукции шоу бизнеса. Казалось бы, зачем к этому вновь обращаться? Что нового можно здесь сказать? С другой стороны, это — вечная тема. Скажем, каждый из нас проходил опыт первой любви. Мы же не задумывались о том, что и до нас миллиарды людей, живших в истории, также влюблялись. А творцы — поэты, художники, философы — воспевали это чувство в своих произведениях. Почему мы не задумывались о том, что это «не ново»? Да потому что мы проживали свой индивидуальный опыт межличностных отношений. Какое нам было дело, что это существовало до нас, если мы сами переживали это впервые! И это самое главное. Внутренний опыт, только твой и никого больше, а, значит, каждому из нас есть, что сказать на эту тему, которая не устареет именно из-за того, что затрагивает глубинные уровни человека, сам корень его души.

— Как, по — Вашему, сегодня любовь потеряла свое истинное значение?

— Опять же, наверное, в человеческом мире нет более популярного слова, как слово «любовь». Частота употреблений всегда профанирует любое, даже энергетически ёмкое понятие. И сейчас со словом «любовь» часто связывают легкие, мелодраматические и очень часто окрашенные инфернальными влечениями отношения. Посмотрите на то, как это преподносит нам массовая культура. Страсть, ревность, болезненная сексуальная привязанность, измены, частая смена партнеров, которая уже считается нормой. То есть любовью называется то, что имеет чисто биологическую природу, что восходит к безумной вакханалии гормонов. Мне же хотелось показать любовь несколько иначе… Как тонкую душевую привязанность, как заботу, как сильное чувство, не теряющее свою силу даже спустя много лет, то есть как нечто непреходящее, что является константой всей человеческой жизни.

— Сюжет Вашей картины основан на конкретном событии или персонажи кинокартины собирательные?

— О сюжете говорить не буду, скажу только, что это очень личный фильм, имеющий отношение к самым близким мне людям. Разумеется, он весь построен на конкретных событиях. Точнее на одном реальном и трагическом событии, отталкиваясь от которого я и выстроил всю композиционную структуру кинокартины. Если честно, то из-за личного характера работы, для меня этот фильм является не столько ещё одним фильмом в ряду других моих аудиовизуальных работ, сколько захватывающим опытом проживания интенсивных состояний или, по-другому, сублимация боли. Возможно, сейчас не совсем ясно о чём идёт речь, но когда вы посмотрите фильм — а вы его рано или поздно увидите — вам станут понятны мои слова.

— Почему Вас заинтересовала именно документалистика?

— Этот фильм документальный. Так вышло, потому что сама жизнь продиктовала кинематографический вид фильма. Я лишь подхватил внутренние, энергетические токи чего-то интересного и зарождающегося перед моими глазами и лишь позволил этим токам вести себя в определённом направлении. Но, несмотря на то, что я люблю документальное кино, сам стараюсь по возможности работать в разных видах и жанрах кинематографа: делаю экспериментальное кино, игровые короткометражки, видеоарт (то, что сейчас называют «расширенное кино», возникающее на стыке традиционного кинематографа и визуального искусства), а в 2011 снял полнометражный игровой фильм «Последний» с известным писателем А. Хакимовым в главной роли.

— Что Вы хотели донести до зрителя, какие эмоции хотели у них вызвать?

— Какие эмоции? Ну, хотелось бы добиться сопереживания тому, что зритель увидит на экране. Но зрители ведь разные, у каждого свой опыт, свои жизненные приоритеты, симпатии и антипатии. Поэтому, видимо, и реакции будут разные. Кого-то фильм тронет, кого-то нет.

— На чем был сделан главный акцент кинокартины?

— Я думаю, концептуальный акцент это и есть месседж фильма. По неписанным правилам современного кино, главный месседж фильма обычно формулируется в так называемом слогане фильма, как сама суть идеи. Слоган нашего фильма «Там, где есть Любовь, нет и не может быть потерь».

— Как Вы думаете, в чем секрет успеха фильма «Это любовь», и какие у Вас впечатления от успеха Вашего фильма?

— Я бы не стал серьёзно говорить об успехе, потому что несколько иронично отношусь к этому слову. Да, фильм побывал на нескольких фестивалях и фестивальный период ещё продолжается. На одном фестивале был полуфиналистом (Caribbean Film Festival & Market), на другом — финалистом (AltFF Alternative Film Festival), а на ещё одном выиграл в номинации «лучший документальный фильм» (Eurasia International Monthly Film Festival).

Можно ли это считать успехом? Может быть. Однако, несмотря на то, что современный мир ориентирует человека на успех — мотивационные тренинги на тему как достичь социального успеха — сам успех вещь довольно относительная. Многие ли из нас помнят фильмы, получившие высокие награды на престижнейших фестивалях два-три года назад? Думаю, единицы. Для меня чуть ли не единственным критерием успеха являются наличие удовлетворения от проделанной работы и отклик, который вызывает фильм в сердцах пусть немногих, эмоционально и интеллектуально оценивших работу. Это многого стоит. Но не буду лукавить — попадать на фестивали, а тем более получать на них награды по-человечески очень приятно и стимулирует дальнейшие творческие поиски.

— Какие предвкушения от XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино? Как, по — Вашему, есть ли у кинокартины шансы получить престижную награду?

— По опыту посещений кинофестивалей я вынес следующее — автору очень важно самому присутствовать на фестивале, потому что это, как правило, интенсивное общение с коллегами, новые знакомства, новые связи и возможности. А это всё вместе сильно влияет на творческого человека, даёт импульс для дальнейшей работы. Что касается шансов получить награду, то любой фильм, попавший в основной конкурс, имеет шанс быть награждённым. Это зависит от многих факторов, преимущественно субъективных…

— И, напоследок, пройдет ли показ фильма «Это любовь» в Баку, чтобы его смог посмотреть отечественный зритель?

— Фильм «Это – Любовь» мы, возможно, покажем или осенью этого года, или чуть позже, в зависимости от некоторых обстоятельств. В любом случае, после завершения «фестивального периода» фильм будет выложен в YouTube, Vimeo в открытый доступ.

— Теймур муаллим, спасибо большое за интересную и содержательную беседу. Мы желаем Вам новых картин и побед на самых престижных кинофестивалях.

— Спасибо!

Официальный сайт Теймура Даими: http://www.teymurdaimi.com/

Странице в Twitter: https://twitter.com/teymurdaimi

Страница в Facebook: https://www.facebook.com/Teymur-Daimi-193665627317154

Фотографии предоставлены Теймуром Даими 

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com