Мнение экспертов из Азербайджана, Грузии, Украины, России и Казахстана по итогам встречи Эрдогана, Путина и Рухани на Novayaepoxa.Com
Как известно, вчера в Тегеране состоялся долгожданный Саммит президентов Ирана, Турции и России, которые обсудили ситуацию вокруг сирийской провинции Идлиб, считающийся последним опорным пунктом оппозиции. Напомним, что для контроля над провинцией продолжается дипломатическая схватка между США, Турции, России (русские в этом вопросе поддерживают Асада), Ираном.
Украинский эксперт Александр Хара:
«Очевидно, Эрдоган беспокоится о волне беженцев. Его гуманитарные соображения Москву и Тегеран не волнуют. Ещё один сигнал Эрдогану, что это не лучшая компания, и куда более правильно было бы попробовать восстановить прагматичные отношения с Вашингтоном. Русские, асадовцы и иранцы хотят дозачистить остаток неконтролируемой Асадом территории и готовы на мясорубку. Не зря американцы предупредили, что накажут за использование химоружия, ведь именно оно самое эффективное в городских условиях. Кстати, якобы авария на заводе Титан в оккупированном русскими Крыму, что привела к отравлению 30 украинских пограничников в соседней — Херсонской области может иметь военный характер. Дело в том, что там есть ёмкости для химических веществ. Там может храниться химическое оружие, предназначенное для Сирии, для армии Асада», — отметил украинский политолог комментируя встречу трех президентов.
Далее он отметил, что террористы в Идлиб попали через зеленый коридор, контролируемый русскими.
«Вдобавок, хочу напомнить, что в Идлиб стеклись повстанцы, их семьи и, конечно некоторые террористы. Первые попали туда из Аллепо и предместий Дамаска по «зеленому коридору», гарантированному русскими. Теперь ловушка захлопнулась. «Мясники» продолжат творить свои кровавые преступления», заключил Хара.
Грузинский эксперт Гела Васадзе:
«Вчера Путин, Эрдоган и Рухани встречались в Тегеране. Все трое говорили за мир и дружбу, Эрдоган упорно называет Путина дорогим другом, Рухани улыбается в бороду, но все трое говорили о разных вещах. Вернее, Эрдоган говорил совсем о другом, нежели Путин и Рухани. Из самого интересного у Путина, «мы за мир, но не надо выводить террористов из-под удара», и понятно почему, те самые ребята, которых они хотят умножить на ноль, постоянно атакуют их базу в Хмеймим и иранских прокси в Алеппо. Не случайно Путин сказал про дроны, которые постоянно атакуют базу. Ещё из интересного, Путин вспомнил Ракку, Ракка это такой город, который брали курды при поддержке авиации США. Так вот, для того, чтобы выкурить оттуда игиловцев пришлось все разбомбить. Ну реально, иначе никак. Намек, думаю понятен. И специально для Эрдогана — мы же договаривались не трогать своих, а на террористов это никак не распространяется», — подчеркнул аналитик.
«Эрдоган цитировал Саади (был такой большой персидский поэт) и мягко предупреждал, нужно сдержать режим Сирии (так и сказал). Обязательно сдержать, а то ведь люди будут страдать, а он этого не любит. Сильно не любит, и кстати правильно делает. У Турции итак три с лишним миллиона беженцев, а тут ещё и Идлиб. Куда побегут беженцы? Правильно в Турцию. Эрдоган предлагает свой вариант — пусть террористы сложат оружие и перестанут быть террористами. В переводе на обычный язык это означает — пусть поменяют флаг. Американцы, которых в Тегеране не было, очень даже за такой вариант, русские и иранцы «почему-то» против.
А самое интересное у Рухани — зачистить Идлиб от террористов, но отметил, что Идлиб деликатный регион, там мол там ведь население, как живой щит. То есть химическое оружие не применишь, тем более после предупреждений США. Кстати, про американцев, Рухани единственный, который сказал о том, что мол Идлиб Идлибом, но и о восточном береге Евфрата не следует забывать. Там находятся совсем неправильные ребята, речь о курдах, и их тоже нужно оттуда выгнать. То, что ребята неправильные и Путин, и Эрдоган согласны, кстати Эрдоган в данном случае даже больше чем Путин. Но кто ж их выгонит то, когда их крышуют американцы», — добавил грузинский эксперт.
На счет позиции США по Сирии, эксперт отметил, что Вашингтон сделал жесткое предупреждение сторонам конфликта
«Американцы тем временем предупредили, что тому, кто вздумает атаковать их базу в Хомсе (база Эт-Танф), будет очень больно. И ведь Хомс находится не к востоку, а к западу от Евфрата. Чтобы понять про что это, надо смотреть на карту. База находится на стыке границы Сирии с Иорданией и Ираком и закрывает возможность коридора из Ирака в западную часть Сирии. Общий вывод такой — по Идлибу, конечно, договорились, но каждый договорился о своем. Я о том, что в предложении — казнить нельзя помиловать, каждый будет ставить запятую по своему усмотрению. Проблема в том, что их трое, и даже четверо, незримое присутствие звездно-полосатых в Тегеране чувствовалось, а Идлиб один»,- сказал Васадзе.
Российский политолог Артур Сулейманов:
Политолог, кандидат политических наук, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра Геополитических Исследований «Берлек-Единство» Артур Сулейманов считает, что Россия, Иран и Турция требует сложить оружие террористов в Идлибе.
«Участники тегеранского саммита пришли к общему пониманию того как сегодня нужно действовать в Идлибе. Это своего рода консолидированная позиция России, Ирана и Турции по сирийской проблеме и последний шанс террористам сложить оружие и прекратить сопротивление. При этом речь ведётся не о перемирии, а о конкретных инструкциях для боевиков сложить оружие и прекратить боевые действия, что свидетельствует о недопустимости нарушения принятых решений. Перемирие бывает краткосрочным и субъективно-воспринимаемым понятием, но необходимым в некоторых патовых случаях. Но сегодня в Сирии иная ситуация – консолидированная, сглаженная и бескомпромиссная позиция, устраивающая в целом все силы, заинтересованные в стабильном развитии Сирии. Это не просто «сверка часов» для стран-гарантов безопасности, а скорее «чёрная метка» для всех деструктивных сил, пытающихся поддерживать террористов», — отметил Сулейманов.
По его мнению, у США остаётся всё меньше конструктивных ресурсов для закрепления своей роли в вопросах сирийского урегулирования
«Тегеранский саммит – стал логическим продолжением координации международной деятельности по сирийскому мирному процессу, направленный на сохранение политического единства и целостности Сирии. И деятельность на этом не завершается, а продолжится в рамках астанинского формата. В дальнейшем «идлибов узел» будет так или иначе разрублен и в Сирии начнутся новые процессы постконфликтного политического развития. У США остаётся всё меньше конструктивных ресурсов для закрепления своей роли в вопросах сирийского урегулирования. И сейчас эта роль сведена практически к нулю. Поэтому будем надеяться, что США, понимая исход позиций в Сирии, не пуститься «во все тяжкие» и не попытается спровоцировать новую проблему», — резюмировал политолог.
Азербайджанский политолог Арзу Нагиев:
«Как мы уже знаем, на встрече трех президентов в основном обсуждалась ситуация вокруг Идлиба. Идлиб — последний рубеж, кульминационная точка сирийского конфликта потому, что у каждого государства, которое втянуто в сирийский конфликт, есть свои политические, экономические и военные интересы, естественно, и лояльные себе конкретные группы. В Идлибе в данный момент орудуют оппозиционные группировки Джабахат-ан-Нусра, ИГИЛ и Сирийская Свободная Армия. Последняя находится под контролем Турции и во всех антитеррористических операциях, проведенных ВС Турции, ССА (Сирийская Свободная Армия) содействовала турецким военным. Главная озабоченность Турции состоит в том, чтобы не оставить ССА под ударом и создать коридор для безопасной эвакуации сил ССА из провинции Идлиб», — сказал Нагиев.
А на вопрос желает ли Турция установить полный контроль над Идлибом, азербайджанский эксперт ответил, что такого желания у Анкары нет.
«Я не думаю, что Турция добивается контроля над данной провинцией, которая стала причиной столкновения глобальных сил. Нельзя забывать, что в Идлибе есть и интересы Соединенных Штатов, которые затащили в регион мощнейший флот и имеют мощные военные базы по всему Ближнему Востоку, у Ирана тоже свои интересы и свои группировки в регионе. Поэтому, невозможно установить полный контроль над Идлибом в данном случае», — добавил азербайджанский аналитик.
Комментируя позицию роль России в вопросе Идлиба политолог отметил, что Москва хочет держать под своим контролем и режим Асада и всю Сирию.
«Конкретная позиция России состоит в том, что она хочет полностью контролировать ситуацию в сирии и стремится к тому, что Идлиб тоже перешел под контроль режима Асада. Но американцы никогда не дадут России и Асаду полностью взять Идлиб. США поддерживают группировку Джабахат-ан-Нусра и не допустят, что пала последняя крепость оппозиции», — резюмировал эксперт.
Казахстанский эксперт Султанбек Султангалиев:
«Саммит глав Ирана,Турции и России, конечно же, невозможно назвать ренессансом знаменитой встречи «Большой тройки» в Тегеране в 1943 году. но в масштабах Ближнего Востока такое сравнение вполне возможно. Одним из главных итогов встречи можно назвать смягчение позиции президента Турции по отношению к Башару Асаду, которого поддерживают Россия и Иран, а также подтверждение взаимопонимания по вопросам мирного урегулирования сирийского кризиса», — отметил Султангалиев.
Эксперт добавил, что «Гордиев узел» нового Альянса — это Идлиб и позиция Турции в данном вопросе.
«Участники саммита прекрасно знают истинных разжигателей гражданской войны в Сирии и, судя по их заявлениям, в регионе сформировалась коалиция, которая будет противодействовать всеми силами активизации поддержки странами Запада, в первую очередь США, военным формированиям, воюющим с правительственными войсками. Как вывод- эти формирования будут уничтожены усилиями. Гордиев узел нового Альянса — это Идлиб и позиция Турции в данном вопросе. В преддверии саммита Россия продемонстрировала свою позицию атаками ВКС РФ на оборонительные позиции противников Асада в этом районе, как бы дав понять союзнику Турции о своей принципиальной позиции. Иран поддержал Россию, Турция возражает, но, скорее всего, Эрдогану придется де-факто молчаливо наблюдать за разгромом Идлиба войсками союзников Асада и сирийскими правительственными войсками», — подметил казахский политолог.
Комментируя возможность создания мощного альянса в лице Турции, России и Ирана, Султангалиев обратил внимание на главную проблему.
«Позиция Анкары, настойчиво пытающейся продвинуть свои интересы в Сирии и недосказанность по Каспию — факторы, которые мешают окончательному формированию нового мощнейшего военно-политического альянса в лице России, Ирана, Турции и Сирии на Ближнем Востоке. Однако Эрдоган уже неоднократно убеждался в вероломстве Запада и поэтому сближение Турции с остальными вышеперечисленными странами — это всего лишь вопрос времени. Гражданская война в Сирии близка к своему завершению и 2019 год станет годом мира и гражданского согласия в этом многострадальном государстве», — подытожил он.
Российский эксперт, политический обозроветель телеканала «Царьград» Камран Гасанов:
Как отмечает Гасанов в случае с Идлибом у России есть три очевидных варианта решения ситуации:
1. Первый вариант и пока наиболее близкий к реализации – дождаться, пока Турция отделит радикалов и «Хайят-Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) от умеренных сил, готовых на перемирие. После этой классификации Россия, Асад и проиранские группы получают карт-бланш для наступления на позиции террористов. Но часть территорий, которые контролируют протурецкие силы, включая земли туркоманов, останутся пока в неприкосновенности и станут предметом дальнейшего диалога.
2. Второй сценарий. Размежевание террористов проваливается. Турция категорически отказывается и сопротивляется военным действиям в Идлибе. Но Россия, Асад и их союзники игнорируют позицию Анкары и силой берут регион, примерно так же, как это было в Восточном Алеппо и Восточной Гуте. Союзник Москвы Асад укрепляет свои позиции, но есть риск развала «астанинского треугольника». Раздраженная Турция может начать через границу поддерживать боевиков, поставлять им вооружение и дестабилизировать провинцию в будущем. Конфронтация с Турцией укрепит единство НАТО, что крайне невыгодно России.
3. Третий вариант – Россия берет паузу в военных действиях и прорабатывает дипломатические варианты решения проблемы. Но передышка может пойти на пользу террористам и боевикам, которые перегруппируются и будут периодически совершать атаки на правительственные войска Сирии и на российскую базу в Латакии.
Материал подготовил: Кавказ Омаров