Третья часть
Раздел: Азиатско-Тихоокеанский регион
Краткое содержание. В Азиатско-Тихоокеанском регионе живет больше людей, чем в любой другой части мира. Его центр находится на западном берегу Тихого океана, а сам регион включает в свой состав восточные страны континентальной Азии и архипелаги вдоль побережья. В некоторых из этих стран, в первую очередь в Китае, во второй половине 20 века происходил бурный экономический рост, что придало региону глобальный экономический вес, который сохраняется по сей день. Однако своей важностью Азиатско-Тихоокеанский регион обязан прежде всего Китаю, который, находясь на переходном этапе, испытывает на прочность американские альянсы, издавна господствовавшие на этих территориях. То, насколько эффективно Китай преодолеет этап перехода, определит баланс сил в регионе на долгие годы.
Ключевые тенденции на 2019 год
Китай выдержит торговую бурю
Пекин будет стараться сохранить каналы общения с Вашингтоном по вопросам торговли, предлагая покупать больше американских товаров и выборочно снижая барьеры для инвестиций. Но его уступки не будут отвечать американским требованиям о проведении структурной экономической реформы. Вместе с тем, КНР будет лишь симметрично отвечать на санкции США против китайских фирм и предприятий, воздерживаясь от огульных карательных мер против американского бизнеса. Пекин также будет углублять реформы в государственном секторе в стремлении получить иностранные инвестиции для своей финансовой сферы, автомобильной промышленности и энергетики. Кроме того, он ослабит ограничения в секторах, которые соответствуют его первоочередным интересам. Прежде всего, это касается сферы медицинских услуг и образования.
Нежелание Китая уступить американским требованиям приведет к затягиванию торговых споров.
Соединенные Штаты будут и дальше требовать, чтобы Китай ослабил государственную поддержку сектору информационных технологий, но это приведет лишь к тому, что Пекин активизирует усилия по снижению своей зависимости от иностранных технологий и будет диверсифицировать цепочки поставок. Это, в свою очередь, потребует увеличения государственной поддержки данному сектору. Естественно, нежелание Китая уступить американскому давлению в сфере высоких технологий приведет к затягиванию торговых споров между ними. В то же время, Китай будет стремиться к приобретению технологий и к отраслевому сотрудничеству с передовыми в технологическом отношении странами, такими как Япония, Израиль, Тайвань и государства Евросоюза. Но такая деятельность привлечет повышенное внимание из-за озабоченности по поводу китайских инвестиций и промышленного шпионажа.
Пекин задраивает люки, готовясь к худшему
Поскольку продолжительная торговая война угрожает экономике прибрежных регионов Китая (а следовательно, и его социальной стабильности), Пекин ослабит свои жесткие нормативные требования, призванные сдержать рост долга и защитить окружающую среду. Одновременно с этим он будет модернизировать инфраструктуру, выдавать кредиты и предлагать прямые субсидии в целях стимулирования роста. Китай также будет внимательно регулировать курс юаня, чтобы не нанести ущерб экспорту. Это позволит ему справиться с такой негативной тенденцией как замедление роста. Но из-за накопления долга и неустойчивости рынка жилья Пекин не сможет в полной мере использовать мощные потоки кредитования и резкую девальвацию валюты в качестве инструмента экономического стимулирования.
Китаю придется в большей степени полагаться на меры налогово-бюджетного стимулирования, в том числе, на снижение налогов, чтобы увеличить потребление и повысить активность частного сектора.
Он также будет содействовать использованию юаня в обменных валютных операциях и в торговле со странами, участвующими в инициативе «Один пояс, один путь», дабы преодолеть неустойчивость курса. А чтобы противостоять торговому давлению США, Пекин будет заключать двусторонние и региональные соглашения о свободной торговле, такие как «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» в Индо-Тихоокеанском регионе, и вести трехсторонние переговоры с Японией и Южной Кореей. Одновременно Пекин будет налаживать связи на новых экспортных рынках, находящихся вдоль маршрута «Одного пояса, одного пути», и в Африке. Между тем, развивающиеся экономики Юго-Восточной Азии уже готовы переманивать к себе те заводы, которые будут уходить из Китая в условиях торговой войны. Угрозы региональным цепочкам поставок и внешняя финансовая неустойчивость также будут создавать проблемы для стран с большим объемом заимствований и дефицитом текущего счета, таких как Малайзия, Индонезия и Филиппины.
Соперничество великих держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Пекин в попытке ослабить американские альянсы в регионе продолжит свои примирительные попытки сближения с Японией, Индией и странами-членами АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), ставя во главу угла разрешение споров и экономическое партнерство. Одновременно он будет заигрывать с Австралией, где в апреле пройдут выборы, также дающие надежду на некоторое сближение. В то же время, Вашингтон будет наращивать свое военно-морское присутствие в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, бросая вызов принципу единого Китая за счет повышения статуса Тайваня в международных организациях, регулярных поставок оружия, морского патрулирования и визитов на высоком уровне.
ВМС США будут наращивать свою группировку в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, что заставит Китай укреплять свой военный потенциал.
Китай в ответ будет развивать свою военную концепцию и оперативно-стратегические планы, совершенствуя состав, структуру и дислокацию военно-морских и военно-воздушных сил в целях отстаивания своих территориальных претензий. Это увеличит шансы на случайные столкновения с американскими военными. Соединенные Штаты намереваются осуществить заход своих военных кораблей в порт Тайваня. Данное событие может привести к более прямому военному ответу со стороны КНР. Япония, Индия и Австралия будут расширять сотрудничество с Вашингтоном в сфере безопасности, но постараются воздерживаться от участия в американских операциях в Южно-Китайском море по обеспечению свободы судоходства, а также от патрулирования в Тайваньском проливе. В других частях этого региона будут проходить совместные военные учения США и АСЕАН, а Америка будет сотрудничать с Вьетнамом в военной сфере, что осложнит действия Китая по ограничению региональной экспансии и влияния США.
Ослабевающее единодушие по Северной Корее
Соединенные Штаты намерены в 2019 году добиться от Северной Кореи существенных уступок. Однако Пхеньян тоже надеется выдавить максимум из президентства Трампа, пока Соединенные Штаты не вступили в очередной избирательный цикл. Поскольку открытая война чревата огромными рисками, стороны не будут отказываться от диалога. Северная Корея будет осторожно давать значимые обещания, рассчитывая в то же время на ослабление санкций и продвижение к мирному договору. Но в процессе этой работы она при любой возможности станет запутывать ситуацию и затягивать переговоры. Пхеньян также потребует гарантий, что двусторонняя сделка не будет расторгнута после ухода нынешней администрации.
Соединенные Штаты вряд ли захотят бросить Северной Корее экономический спасательный круг в виде отмены санкций, однако время на стороне Пхеньяна, поскольку международное единодушие по вопросу сохранения санкций ослабевает.
Американское право вето в Совете Безопасности ООН позволит Вашингтону блокировать любые попытки отмены многосторонних санкций, хотя Китай и Россия призывают мировое сообщество вознаградить КНДР за ее сотрудничество. В то же время, США будут давить на другие страны, требуя от них единства в вопросе санкций, осуждая отступников и угрожая вторичными санкциями тем, кто решится на сотрудничество с Пхеньяном. Ситуация осложняется тем, что разрядка в отношениях между двумя Кореями достигла той черты, после которой дальнейший прогресс без отмены санкций невозможен. На это Соединенные Штаты пойдут только после внимательного и тщательного изучения ситуации. Нарастающее расхождение в темпах межкорейского диалога и переговоров между США и КНДР даст возможность Китаю усилить свое влияние на Корейском полуострове. В целом в 2019 году мы будем наблюдать маятниковые колебания от крупных достижений к серьезным неудачам и обратно, но Северная Корея сохранит многие элементы своей выстраданной ядерной программы.
Продвижение инициативы «Один пояс, один путь»
Поскольку доступ Китая к американским рынкам под угрозой, Пекин с удвоенной энергией возьмется за поиск новых экспортных рынков и партнеров, используя в этих целях свою инициативу «Один пояс, один путь». Вашингтон будет работать главным образом с Японией и Австралией, предлагая им альтернативные инвестиции в инфраструктуру в рамках противодействия китайским устремлениям в Индо-Тихоокеанском регионе. Однако Пекин постарается успокоить потенциальных партнеров, опасающихся его финансовой несостоятельности, нестабильности и политического влияния, а также угроз своей национальной безопасности. Для этого он будет привлекать в качестве инвесторов третьи стороны. КНР также будет вести работу по подрыву региональных инициатив Вашингтона, реализуя совместные проекты со средними державами, в том числе, с Японией, странами ЕС и Индией.
Пробуждение Японии
Чтобы укрепить свои позиции вплоть до окончания 2021 года, японский премьер-министр Синдзо Абэ постарается провести конституционные реформы до конца 2019 года. Одновременно он попытается нейтрализовать экономические последствия от повышения налога на потребление за счет увеличения расходов на гражданское строительство, инвестиционного стимулирования частного сектора и налоговых льгот для некоторых видов продукции. Россия и Япония продолжат переговоры на тему спорных Курильских островов, однако противостояние между Москвой и Западом исключает любые шансы на достижение договоренности.
Что касается торговли, то пока между США и Японией существует договоренность. Но очень многое будет зависеть от того, насколько сильно Вашингтон будет подталкивать Токио.
Между тем, Токио пойдет на определенные уступки, частично сняв американские озабоченности в торговой сфере. Но уступки кончатся, как только требования США о предоставлении доступа к сельскохозяйственному рынку перейдут границы, установленные соглашением «О всеобъемлющем и прогрессивном транстихоокеанском партнерстве» и торговыми сделками между ЕС и Японией. Если Вашингтон пойдет дальше, это вызовет негативную ответную реакцию со стороны сильного фермерского лобби Японии. В этом случае Токио придется задуматься о том, стоит ли жертвовать сельскохозяйственным сектором во избежание американских пошлин на продукцию жизненно важного для Японии автомобилестроения. Кроме того, Токио будет сопротивляться попыткам США ограничить будущие торговые сделки между Японией и Китаем.
Дополнительные прогнозы «Стратфор» на предстоящий год
— Американо-китайская торговая война принесет Вьетнаму экономические выгоды, но затруднит его неустойчивое балансирование между двумя гигантами.
— Накапливание долгов в Китае помешает Пекину стимулировать национальную экономику.
— Китайский сектор информационных технологий будет вызывать нарастающую тревогу в США, особенно в условиях борьбы по вопросу искусственного интеллекта.
Важнейшие даты
Начало 2019 года. Рабочая группа ВТО опубликует доклад об отказе ЕС предоставить Китаю статус рыночной экономики и о последствиях этого решения для КНР.
Начало 2019 года. Может состояться очередная встреча Трампа и Кима.
1 января. С этого дня Соединенные Штаты могут увеличить до 25% размер пошлин на импорт из Китая в объеме 200 миллиардов долларов.
14 января. Первый день для проведения официальных американо-японских переговоров о торговом соглашении.
Январь. Вступит в силу первое сокращение налогов в рамках соглашения «О всеобъемлющем и прогрессивном транстихоокеанском партнерстве».
Март. В это время обычно проходят совместные учения США и Южной Кореи «Молодой орел», «Двойной дракон» и «Ключевая решимость».
18 мая. До этой даты должны пройти выборы в сенат Австралии. Выборы в палату представителей должны состояться до ноября.
28-29 июня. В японской Осаке намечен саммит Группы 20.
Август. В это время обычно проходят совместные учения США и Южной Кореи «Страж свободы Ульчи».