Cреди причин, приводящих азербайджанцев к самоубийству, а ежедневно в нашей стране кончает с собой в среднем 1 человек, обязательно есть невыплаченный долг. Иногда эти люди оставляют после себя записки или о долге знают близкие покойного. Посмотрите на тех, кто собирается вокруг офисов тотализатора Topaz — некоторые отправятся на тот свет потому, что одно из казалось бы «гуманных» правил Topaza о запрете делать ставку свыше 200 манат, азартные люди легко обходят, также как легко обойти запрет на участие лиц в возрасте до 18 лет. Веревочная петля, осиротевшие дети и разбитые безвременной смертью сына родители — таков естественный конец любой азартной игры.
В Азербайджане сейчас 500 пунктов приема ставок от Topaz, — сообщает сайт компании Azerinteltek. Это ЗАО создано 19 января 2010 года, спустя 9 лет после появления в Баку первого азербайджанского казино в отеле «Азербайджан». Президент Г.Алиев в 1998 году запретил любые азартные игры. Конечно, игроманы ушли в подполье или устремились раскидывать свои деньги в Грузию, что озаботило правительство. Тогда в 2010 году, без отмены законного запрета на азартные игры в Азербайджане появился Azerinteltek с казалось бы безобидной задачей — изучить потенциал азартных игр в Азербайджане. Как будто этот потенциал был неизвестен настолько, что надо было создать отдельное ЗАО для его изучения. А спустя еще год было объявлено о создании тотализатора «Topaz» в качестве торговой марки Azerinteltek. В 2013 году эта компания организовала ставки на собачье бега и начала продажу билетов компании Azerlotereya.
Так в Азербайджане — единственной кавказской стране с действующим государственным запретом азартных игр, открыто действуют полтысячи (по заверению официального сайта) легальных пунктов приема спортивных ставок.
Насколько велик получаемый государством доход от Topaz и стоит ли ради этих средств способствовать разгулу азартных страстей в Азербайджане? Известно, что каждый обладатель выигрыша платит государству 10%, причем этот подоходный налог введен относительно недавно, с 1 января 2016 года. 5 лет «топазники» не делились доходами с государством. Теперь они оплачивают часть расходов Министерства молодежи и спорта, футбольной федерации, футбольной Премьер лиги Азербайджана (с 2012 года). За это государство обязалось избавить Topaz от мощной конкуренции со стороны многочисленных местных и зарубежных, в основном виртуальных игровых компаний. 27 августа 2009 года подписан указ «О применении закона «О физической культуре и спорте», согласно которому Министерству связи и высоких технологий поручено «на основании информации оператора спортивных азартных игр в Азербайджане принять необходимые меры для предотвращения деятельности интернет-порталов и сайтов местных и зарубежных виртуальных организаторов спортивных азартных игр, осуществляющих деятельность без заключения договора с оператором спортивных азартных игр в Азербайджане». То есть конкуренты могут стать партнерами Topaz, перелицевавшись в офис этой компании, или отказаться от азербайджанского рынка. Но так как ни одно азербайджанское министерство не обладает такой силой, чтобы прекратить деятельность мировой он-лайн игровой сети, государство пытается выявить незаконных игроков, отслеживая адресатов-получателей денег, отравляемых азербайджанцами зарубеж посредством пластиковых карт.
Сторонники Topaz говорят, что поскольку тяга к азартным играм у человечества неистребима, то лучше взять этот бизнес под строгий государственный контроль, чтобы получать с него выгоду для госказны и минимизировать социальные потери. Почему тогда, по той же логике правительство не легализирует проституцию? Разве СПИД и прочие распространяемые половым путем болезни не опасны? Государство сняло с себя ответственность за здоровье нации?
Предположим, правительство смирилось с неизбежным злом — азартными играми, и ввело игровую страсть азербайджанцев в узкие законные рамки. И вновь вопрос: с падением добычи нефти Азербайджан может рассчитывать на растущие доходы от этой монопольной компании, а на самоубийства игроков можно махнуть рукой?
Ответа нет, так как Topaz информацию о своих доходах не дает. В официальном сайте компании есть красивые слова про обязательный выигрыш всех игроков (как будто такое возможно…), имена руководителей Topaz (Эрен Эйги — генеральный директор, Ирфан Унвер — замгенерального директора) и много завлекательных предложений о размещении ставок.
Журналист Хафиз Бабалы удивляется тому, что право не разглашать финансовые отчеты и налоговые выплаты заложено в уставе ЗАО «Azerinteltek», одобренном правительство. Эту компанию создал бизнесмен с прозвищем «Hafka» — Хафиз Мамедов. У него были обанкротившиеся известные компании Bank of Azerbaijan, Baku Taxi, транспортная Transgeyt и другие. Теперь же неизвестно, позволили ли ему оставить за собой право распоряжаться Topaz-ом. Азербайджанский закон разрешает держать в тайне имена собственников и пайщиков коммерческих компаний. Х.Бабалы не против действия тотализаторов в Азербайджане, признавая неистребимость людской тяги к азарту. Но требует разглашения финансовых отчетов любого участника бизнеса. Так же считает экономист Натиг Джафарли.
Tofaz необходимо вывести из тотальной государственной опеки. В Азербайджане действует антимонопольное законодательство, которое почему-то на азартные игры не распространяется. С появлением ЗАО Azerinteltek «завис в воздухе» запрет Гейдара Алиева на азартные игры — почему этот запрет не выполняется, или почему решение не отменят? Могущественность Azerinteltek столь велика, что вышла за пределы мирской жизни, ведь даже официальный глава азербайджанских мусульман шейх Ислам Пашазаде не требует закрытия Topaz, прекрасно зная отношение Ислама к азартным играм.
Кямал Али, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха