В январе этого года представители разведсообщества США пришли к заключению, что за масштабной кибератакой, получившей название SolarWinds, скорее всего стоят российские власти. Объектами нападения стали как минимум девять федеральных агентств в Соединенных Штатах, включая министерства обороны, торговли, энергетики, внутренней безопасности и финансов, а также более 100 частных компаний.
Еще одним поводом для объявления о новых санкциях стали попытка отравления и судебный приговор оппозиционному политику Алексею Навальному.
В своих первых публичных выступлениях и президент Байден, и госсекретарь США Блинкен заявляли, что одним из главных внешнеполитических приоритетов для новой администрации станет привлечение к ответственности российских властей за масштабные нарушения прав человека.
Темы отравления Навального и кибератак, санкционированных российскими властями, стали основными во время первого телефонного разговора Джо Байдена с Владимиром Путиным. Госдепартамент и Белый дом неоднократно призывали Кремль немедленно освободить оппозиционного политика.
При этом в Вашингтоне признают, что новая администрация пока отстает от лидеров Европейского союза, уже объявивших о собственных санкциях против Москвы в ответ на попытку отравления Навального.
В начале этой недели госсекретарь Блинкен принял участие в заседании совета по иностранным делам ЕС, особо подчеркнув, что США приветствуют решение Евросоюза ввести санкции против России в ответ на действия против Навального и его сторонников.
Каких санкций ждать от США?
В конце прошлого года госдепартамент США подготовил собственные рекомендации для Белого дома о введении против Кремля новых санкций.
Это предложение включало в себя три вида санкций.
Это визовые и имущественные санкции, предусмотренные «Актом Магнитского» и направленные против нарушителей прав человека, включая сотрудников правоохранительных органов и чиновников, имеющих непосредственное отношение к аресту и дальнейшему приговору Алексею Навальному.
Отдельно планировалось объявить о санкциях в рамках «Закона о биологическом и химическом оружии» (CBW Act), принятого в 1991 году. В этом случае фигурантами санкций должны были быть объявлены люди, причастные к отравлению Навального.
Основанием для еще одного вида санкций должно было стать исполнительное распоряжение президента США №13382, согласно которому должны быть заморожены активы и банковские счета лиц, причастных к распространению оружия массового поражения, и их помощников.
Кроме этого, в госдепартаменте предложили аннулировать визы нескольким высокопоставленным российским чиновникам и ввести новые ограничения на экспорт в Россию товаров двойного назначения, которые могли бы быть использованы для производства оружия массового поражения.
Распоряжение о санкциях Трамп в последние дни своего президентства так и не подписал. Новая администрация в январе объявила, что начинает пересмотр политики в отношении России.
Анализ, которым занимаются сотрудники Совета национальной безопасности и привлеченные эксперты из ключевых ведомств, еще не закончен, но в Вашингтоне считают, что о новых жестких мерах в отношении Кремля Белый дом может объявить, не дожидаясь формулировок новой политики.
«Они абсолютно правы в том, что собираются пересмотреть политику [в отношении Москвы] , но в случае Навального они должны поспешить, — заметил в разговоре с Русской службой Би-би-си бывший координатор санкционной политики госдепартамента Дэниел Фрид. — Приговор Навальному это вряд ли отменит, но только так мы сможем продемонстрировать Путину, что новая администрация готова к самым решительным действиям».
По мнению бывшего старшего директора по вопросам России и Европы в Совете национальной безопасности в администрации Трампа Райана Талли, основной целью для американских санкций должны стать экономические проекты Кремля, включая «Северный поток-2».
«Введение санкций против России в ответ на отравление Алексея Навального на основании «Закона о запрещении химического оружия», «Акта Магнитского» или распоряжения президента №13382 — это важный шаг в восстановлении международных запретов на использование химического оружия, — сказал он изданию Politico. — Эти инструменты не изменят поведение Путина. Но если сделать ставку на остановку «Северного потока-2″, это может выкачать миллиарды из сундуков, которые принадлежат Путину».