Соловьев, Патрушев, Абдулла Гюль и турецкий адмирал: какова геополитическая значимость Азербайджана?

«Интенсивный дипломатический трафик в Азербайджане ещё раз доказывает геополитическую значимость Баку»

В последнее время Азербайджан посетил ряд высокопоставленных лиц России и Турции, среди которых можно назвать секретаря СБ РФ Николая Патрушева, который провел встречи на высоком уровне с президентом АР Ильхамом Алиевым, главой администрации президента Азербайджана Рамизом Мехтиевым, с которым они обсуждали сирийский кризис. Он также встретился с начальником Службы государственной безопасности Азербайджана Мадатом Гулиевым, которые обсудили вопросы взаимодействия спецслужб двух стран.

Затем в Баку прибыла турецкая делегация, возглавляемая командующим Военно-морскими силами Турции адмирал флота Бюлент Бостаноглу, а после состоялся визит экс-президент Турецкой Республики Абдулла Гюль, которого вместе с делегацией принял президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Стоит отметить, что визиты высокопоставленных чиновников России и Турецкой Республики прошли накануне референдума, который должен пройти в Турции 16 апреля текущего года.

С чем связаны участившиеся визиты турецких парламентариев в Азербайджан нам помог разобраться известный азербайджанский политолог Фикрет Садыхов, который ответил на вопросы Novayaepoxa.Com.

-Фикрет муаллим, как, по-вашему, с чем связна визит в Азербайджан секретаря СБ РФ Николая Патрушева, который провел в Баку ряд встреч с высокопоставленными чиновниками?

— Не будем забывать, что недавно в России произошли очень серьезные террористические акты. Россия, естественно, это не только Москва и Санкт-Петербург, но и Северный Кавказ и другие регионы этой федерации. Естественно, что взаимодействие, взаимопомощь, координация усилий в сфере обеспечения безопасности в регионе является важной составляющей, которая сегодня беспокоит нынешнее российское руководство. В этой связи Патрушев не случайно провел ряд встреч на высоком уровне, во время которых он встретился с главной администрацией президента Рамизом Мехтиевым и начальником Службы государственной безопасности Азербайджана Мадатом Гулиевым. Его также принял президент страны Ильхам Алиев. В это очень неспокойное время очень важны совместные усилия, координация действий по борьбе с терроризмом и обеспечению национальной безопасности. Мы находимся по соседству с очень неспокойным регионом, и в этом аспекте эти совместные усилия и координации действий могут принести нам только позитивный эффект.

— Согласно информации, Патрушев с Рамизом Мехтиевым обсуждали сирийскую проблему. Насколько важную роль играет Азербайджан в урегулировании этого конфликта, и, как, по-вашему, коснулись ли стороны армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, который создает определенные проблемы в обеспечении безопасности в данном регионе?

— Азербайджан в принципе является субъектом международных отношений. Нашему государству не безразлично то, что происходит в регионе Ближнего Востока, потому что это в какой-то степени может отразиться и на нашей внутренней стабильности и ударить по нашим интересам. Мы не можем абстрагироваться от региональных конфликтов и проблем. Поэтому разрешение сирийской проблемы, где в настоящее время разгорается очень серьезный конфликт, куда подключаются ведущие мировые державы, является для официального Баку важным вопросом.

Я не сомневаюсь, что с нашей стороны был поднят вопрос об урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, потому что в России, особенно те чиновники, которые занимаются обеспечением безопасности, должны четко понимать, что если ставится задача обеспечения региональной безопасности, то она не может быть достигнута без урегулирования этого конфликта. А для полного разрешения этой проблемы необходимы конкретные действия, оказания необходимого давления на Армению и урегулирования данного конфликта в рамках норм и принципов международного права. Не сомневаюсь, что тема Нагорного Карабаха была предметом дискуссии и обмена мнениями между сторонами, что, во всяком случае, говорит о проявлении определенного интереса к разрешению этой проблемы со стороны Москвы.

— После этого в Баку прибыли две турецкие делегации, одну возглавлял командующий Военно-морскими силами Турции адмирал флота Бюлент Бостаноглу, а вторую – экс-президент Турции Абдулла Гюль. Как вы думаете, с чем связан усиленный политический трафик турецких чиновников в Азербайджан?

— Думаю, что приезд экс-президента Турции Абдуллы Гюля в Баку был в какой-то степени протокольным визитом, так как он сейчас не занимается активной политической деятельностью, но вместе с тем является значимой фигурой в турецком обществе. Однако, я не исключаю, что визит экс-президента является серьезным фактором турецко-азербайджанских отношений.

Что касается визита командующего Военно-морским филами Турции, адмирала флота Бюлента Бостаноглу, то здесь уже, наверняка, были обговорены какие-то конкретные предметные вещи, связанные, например, с военно-техническим сотрудничеством, допустим, в сфере военно-морского направления. Азербайджан является морской прикаспийской державой. Однако, у Турции имеется богатый опыт в этом направлении, накопленный по Средиземному и Черноморским морям. Считаю, что обмен опытом и конкретные договоренности в сфере сотрудничества в этих областях в целом являются неотъемлемой частью нашего турецко-азербайджанского сотрудничества, и в частности военных контактов, например, по линии оборонных ведомств, военно-силовых структур и т.д. В Азербайджане и в самой Турции прекрасно осознают, что Турецкая Республика сегодня является основным военно-политическим союзником Азербайджана, и мы этого не скрываем. В этой связи официальный Баку всегда рассчитывает и на помощь Анкары, и на ее участие в повышении военного потенциала нашей страны и на ее сотрудничество в сфере военно-технического направления.

— Как вы считаете, имеется ли некая параллель между визитами турецких чиновников и референдумом, который пройдет в Турции в это воскресенье?

— Визит командующего Военно-морским филами Турции, адмирала флота Бюлента Бостаноглу вряд ли тесно связан с проведением референдума в Турции, потому что на сегодняшний день военный генералитет не участвует в политической жизни турецкого общества.

Другой вопрос, что экс-президент Турции Абдулла Гюль, возможно, имея перед собой задачу, связанную, допустим, с проведением референдума у себя в стране, изложил какие-т принципы, видения этого процесса. Мы знаем, что Гюль является активным сторонником нынешнего президента Турции Эрдогана. Думаю, что это также сыграло немаловажную роль в его контактах с руководством Азербайджана и другими официальными лицами, потому что, по сути, в Азербайджане поддерживают все начинания турецкого руководства, и между нашими странами нет никаких разногласий.

Проведение референдума в Турции это внутренне дело страны и мы, будучи сторонниками всех процессов, которые осуществляет нынешнее руководство страны, в то же время считаем, что это внутренний фактор, который должен реализовываться только официальной Анкарой.

— Если освежить память, то постоянно приезды турецких и российских важных персон в Азербайджан носят последовательный характер. Что вы думаете по этому поводу?

— Я не вижу в этом каких-то закономерностей. Азербайджан имеет формат стратегического партнерства с Россией, где в настоящее время происходят серьезные процессы во внутриполитической жизни страны. Россия озабочена тем, что происходит в соседнем регионе на Ближнем Востоке. В этой связи понимание Азербайджаном роли России в этом вопросе для официальной Москвы важно и необходимо. Что касается Турции, то с ней у нас тесные военно-политические и союзнические отношения, которые мы ценим и которыми дорожим. Я думаю, что в этом вопросе (увеличение числа визитов высокопоставленных чиновников Турции и России) свою роль, наверняка, играют события, происходящие в регионе, и в самой Турции и в России, где сегодня происходят достаточно непростые военно-политические процессы, включая волну, связанную с террористическими актами.

Поэтому я не вижу особой закономерности в этих визитах. Азербайджан, по сути, является страной, которая привлекает интересы, как наших региональных игроков, так и наших партнеров и союзников. В Баку периодически приезжают делегации различного уровня, что вполне естественно, так как нас интересует происходящее в других регионах, и страны заинтересованы в сотрудничестве с нами.

Могу даже привести другой пример, а именно недавно в Азербайджане впервые побывал известный российский телеведущий Соловьев, который не всегда отличался проазербайджанской позицией, скорее наоборот. Однако, сейчас после встречи с президентом Ильхамом Алиевым Соловьев делает достаточно интересные и важные проазербайджанские заявления. Видимо, имеются определенные интересы, существует взаимопонимание в этих вопросах. Необходимо нам самим ломать стереотипы ряда представителей и политической элиты, и деятелей культуры, и ведущих журналистов, связанных с интересами Азербайджана. Поэтому я, не видя закономерности в визитах официальных лиц Турции и России, объясняю ситуацию увеличением интереса к нашей стране и пониманием той роли, которую Азербайджан играет и может играть в различных ситуациях и событиях, где важна роль нашего государства и какие-то конкретные предпринимаемые шаги Азербайджана могут помочь достижению определенного взаимопонимания и консенсуса.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com