«Сочи – не Ялта» или сирийский конфликт как западня для Ирана, Турции и России

О предстоящей встрече президентов Турции, России, Ирана в Стамбуле, а также и об отношения Анкары и Тегерана, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог, эксперт по Турции, автор книги «Россия-Турция 500 лет беспокойного соседства» и известного российского блога (http://turkey-is.ru/), посвященного Турции, Иван Стародубцев.

— Президенты России, Турции и Ирана встретятся в Стамбуле. Как вы оцениваете отношения трех стран на данном этапе и к чему эти отношения приведут в урегулировании сирийского конфликта?

— Да, действительно объявлено о предстоящей в уже самое ближайшее время очередной встрече лидеров трех стран. Здесь надо понимать, что там, где отношения складываются безоблачно или все, по крайней мере, идет более-менее в русле плана, встречи на высшем уровне с такой частотой не требуются.

То, что процесс сирийского урегулирования столкнулся с большими трудностями – видно даже обывателю его невооруженным глазом. Сбитый российский бомбардировщик в зоне деэскалации Идлиб, ответственность за который несет Турция. Ответные удары, нанесенные по Идлибу, со стороны российских ВКС и операция правительственных войск. Это лишь только верхушка айсберга. Из всего этого можно сделать вывод, что вновь потребовалось вмешательство первых лиц, как минимум, с взаимным уточнением позиций и намерений сторон в конфликте.

— Иран в последнее время выделяется антитурецкими заявлениями по операции в Африне. Как вы считаете, насколько отношения двух стран будут ухудшаться?

— Надо понимать, что треугольник Россия-Турция-Иран и сирийская гражданская война – далеко не СССР-США-Великобритания во Второй мировой войне. А Сочи – не Ялта. По той простой причине, что у сторон пока: а) нет общего понимания списка врагов, хотя в некоторой степени их «черные списки» могут пересекаться, б) нет общего взгляда на послевоенное устройство Сирии.

Понятно, что выражение приверженности территориальной целостности и независимости Сирии – лишь вводное предложение к дальнейшим подробностям относительно того, как страна должна выглядеть после окончания войны. Так что, риторика Ирана в адрес Турции и наоборот – совершенно неудивительны, не вчера они начались, не завтра и закончатся. Главное сейчас, чтобы диалог был продолжен, невзирая на все трудности и взаимные недовольства.

Ниджат Гаджиев