Сможет ли саммит тройки нейтрализовать США?

Трехсторонний саммит Турция — Россия — Иран в Стамбуле может стать историческим в разблокировании сирийского кризиса, если сторонам удастся преодолеть имеющиеся противоречия и договориться о мерах на пути к всеобъемлющему миру. Чтобы воссоздать условия для стратегических подвижек, Реджепу Эрдогану, Владимиру Путину и Хасану Роухани придется выработать консенсус по базовым вопросам послевоенного устройства израненной страны. В условиях, когда еще не поставлена окончательная точка в боевых действиях, имеются серьезные статьи забот.

Жупелом для участников саммита остается фактор присутствия в Сирии американских военных, которые, как известно, намерены остаться в местах базирования. Они закрепляются в стратегических зонах, сохраняя за собой контроль за стратегическими коммуникациями, да еще и с возможностями повлиять на ход процессов.

Американцы не отказались от плана нейтрализации Астанинского процесса, который продолжает играть для них роль главного раздражителя. Из недавней хроники известно, что Вашингтон готов в любой момент реанимировать миссию Стефано де-Мистуры, чтобы перевести центр тяжести в Женеву. Для этого они оставляют для себя обнадеживающий коридор в виде отношений с Анкарой, но большей частью с курдами.

При всех разногласиях между США и Турцией на почве операции «оливковая ветвь» их союзнические связи не прервались. Собственно, это обстоятельство и заставляет Москву и Тегеран действовать с опаской. Последние осознают, что присутствие США в Сирии представляет собой серьезное обстоятельство, с которым надо не только считаться, но еще и что-то сделать.

ФигурантыАстанинского процесса намерены приблизиться к плану мирного переустройства. Вот тут-то и зарыта собака, которая не дает перешагнуть через важный порог и приступить к новой фазе действий.

Как показали итоги Конгресса сирийского национального диалога (30-е января), препятствий на пути выработки концептуальных решений для формирования конституционного совета много. Главные из них потому и наличествуют, что представленные в переходном органе группы все еще поддерживаются государствами, которые настойчиво продолжают лоббировать свои интересы.

По имеющимся данным, с побывавшим в эти дни в Москве эмиром Катара Ат-Тани достигнуто принципиальное согласие на поддержку участников Стамбульского саммита. Это означает, что Доха не станет мешать России, Турции и Ирану в выработке новых дискурсов разблокирования противоречий в рядах сирийских сил. Но будет ли достаточно согласия одной страны для прорыва, если в кризисной композиции рельефно маячат другие сложности?

На фоне недавнего скандала, разгоревшегося между Москвой и Вашингтоном в связи с эскалацией в Восточной Гуте, сирийская интрига нагнала градусы обострения. США, заявив о намерении использовать эскалацию в горячей точке в качестве повода для удара по правительственным кварталам Дамаска, всколыхнули ситуацию. Предостережение российского Генштаба показало, что дело может вернуться к критической точке. Обменявшись острыми выпадами, Москва и Вашингтон продемонстрировали готовность прибегнуть к радикальным действиям в случае необходимости.

Речь о том, что США серьезно подготовились для повторения ливийского сценария в Сирии. Использование обвинений против Дамаска в применении химического оружия, как выяснилось, должно было стать стартом для бомбардировки правительственных кварталов сирийской столицы. Потому глава генштаба вооруженных сил РФ генерал Герасимов и напомнил, что в Дамаске присутствуют российские военные советники, представители Центра примирения враждующих сторон и военные полицейские, и их гибель незамедлительно повлечет за собой ответные действия.

Провокация с инсценировкой химической атаки в Восточной Гуте провалилась, но она продемонстрировала шаткость положения. Тем более, террористы группировки ТахрирАш-Шам, состоящей на службе западных сил, не дремлют.

В столь тревожной обстановке Астаниская тройка и должна выработать план окончательного завершения борьбы с остатками террористических групп, чтобы в последующем воссоздать предпосылки для завершения конфликта.

По информации минобороны России, боевиками все еще контролируется порядка 5% территории Сирии. Чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию, предстоит серьезная координация не только дипломатических, но и военно-технических мероприятий. Эти вопросы и составят повестку Стамбульской встречи президентов Эрдогана, Путина и Роухани.

Завершение военных действий отвечает интересам тройки, но в этом, как видится, не заинтересованы США и их союзники, для которых взрывоопасная ситуация остается спасительным обстоятельством для переформатирования положения.

При всех раскладах нельзя упускать из виду, что у Вашингтона есть еще и другое грозное оружие — сирийские курды. В них вложены огромные средства, и они находятся в активном резерве. После разгрома Исламского государства они превратились в серьезную силу. Главам Астанинской тройки ли об этом не знать?!

О том, насколько дееспособными окажутся Анкара, Москва и Тегеран в противостоянии с Америкой, и покажут итоги турецкого саммита, который и впрямь может стать историческим.

Специально для Novayaepoxa.com, политолог Тофик Аббасов