Вчера Владимир Зеленский принес присягу и выступил с речью на церемонии инаугурации президента Украины.
Итак, с 20 мая Владимир Зеленский официально перенял власть у Петра Порошенко. Во время инаугурационной речи он указал на дверь правительству и объявил о роспуске Верховной Рады, а также приказал написать заявления об отставке главам СБУ, Министерства обороны и Генпрокуратуры. О том, как отреагировали чиновники и депутаты на мессижди, прозвучавшие во время инаугурационного спича, чем грозит Украине отставка правительства, роспуск Верховной Рады и увольнение глав силовых ведомств novayaepoxa.com рассказал политолог, руководитель политико-правовых программ украинского Центра общественного развития Игорь Рейтерович.
— Игорь, во-первых, поделитесь своими впечатлениями от речи, произнесенной новоиспеченным президентом. Она у Вас лично вызвала восхищение, удивление, или имела отрицательный эффект?
— По большому счету, вчерашняя речь особых эмоций не вызвала, потому что хотя она была очень технична, то есть, не плохо подготовлена, но рассчитана на тех людей, которые голосовали за Зеленского и в первом туре, и во втором. Там не было ничего нового и каждый, что хотел там услышать, там это и услышал. Есть, правда, несколько особенностей, на которые лично я обратил внимание. В первую очередь, к огромному сожалению, там достаточно много говорилось о войне, но не вспоминалась Россия. Это было очень показательно, потому что одно дело говорить, что мы имеем такую проблему, которую нужно решать, но слово «агрессор» так и не прозвучало. Второй момент, на который стоило обратить внимание, это то, что в основном речь была сосредоточена на внутренних проблемах, а не на внешней политике, не на обороне – на тех сферах, которые находятся непосредственно в компетенции президента. И третий момент, который мне не понравился, что даже резонуло слух – это избитая фраза Рональда Рейгана «правительство – это не решение проблем, а наша проблема», что несколько инородно смотрелась в этой речи, потому что Рейган говорил о правительстве не как о Кабинете Министров вообще, а как об исполнительной власти в-принципе. В контексте речи Зеленского это звучало как непосредственный выпад против нашего Кабмина, что и повлекло за собой заявление премьер-министра о том, что он идет в отставку. В целом, я не разделяю мнение коллег, которые назвали вчерашнюю речь лучшей инаугурационной речью за всю независимость Украины. Было видно, что Владимир Зеленский сильно нервничал, когда выступал в парламенте, но в целом, каких-то новинок или фраз, которых никто не ожидал от Зеленского, там по большому счету не было.
— Кульминацией вчерашней речи Зеленского стало его сообщение о том, что он распускает Верховную Раду. Для многих депутатов это не стало неожиданностью, тем не менее, возникает вопрос, на каких основаниях парламент должен быть распущен и отправляться на досрочные выборы? Ведь плановые выборы в парламент запланированы на октябрь. Какой смысл это делать сейчас, за два месяца до тех, которые предусмотрены законом?
— Вопрос с роспуском Верховной Рады действительно вызывает массу вопросов. Я думаю, что в Указе президента о роспуске парламента назначении досрочных выборов, который мы должны в ближайшее время увидеть, это будет прописано. Скорей всего, речь будет идти об отсутствии коалиции, но не после выхода из коалиции партии «Народный фронт», который состоялся в прошлую пятницу, а в течении трех лет. С правовой точки зрения оснований для роспуска Верховной Рады на сегодняшний день нет. В соответствии с действующим законодательством, в парламенте формируется коалиция с депутатских фракций. По состоянию на прошлую пятницу в ее составе были две партии
Народный Фронт и БПП «Солидарнисть», плюс какая то часть депутатов с других групп, которые время от времени голосовали вместе с коалицией и таким образом давали необходимое количество голосов. В течение последних трех лет возникали вопросы, есть ли в коалиции необходимые 226 депутатских голосов или нет. Проблема заключается в том, что в соответствии с Конституцией Украины достаточно просто оглашения о том, что фракции входят в коалицию, но нигде не прописано, кто и на каком основании должен требовать поименный список представителей большинства. В Конституции четко записано, что коалиция формирует Кабинет Министров и назначает министров. Та коалиция, которая была до пятницы в составе двух партий, сформировала Кабинет Министров, назначила министров и принимала участие в различных голосованиях. Когда «Народный фронт» официально вышел из большинства, это запустило тридцатидневную процедуру формирования новой коалиции, в течении которой президент не имеет права распускать парламент. Если бы за тридцать дней коалиция не была сформирована, тогда глава государства мог бы распустить Верховную Раду. Но тут вступает в действие другое положение Конституции, которое говорит о том, что Верховная Рада не может быть распущена позже, чем за полгода до окончания срока своих полномочий. Очередные выборы должны быть в конце октября и если бы эти тридцать дней мы отсчитывали от минувшей пятницы, когда юридически коалиция распалась, то президент бы ни коим образом не попадал в этот срок в течении полугода. Все конституционалисты говорят о том, что роспуск парламента — это не правовое, а политическое решение нового президента.
— Заблокировать финансирование досрочных выборов тоже не удастся, потому что деньги в бюджете этого года уже заложены: на парламентские выборы осенью. Если с Указом не будут медлить, тогда на когда будут назначены внеочередные выборы?
— Если президент не будет медлить с Указом о роспуске парламента, то выборы должны состояться 21 июля. Очень скоротечная будет парламентская кампания, причем, это не очень удачное число по той причине, что разгар лета, период отпусков и явка будет очень не высокой по сравнению с президентскими выборами. Но я где-то понимаю логику новоизбранного президента – сегодня он не имеет вообще своей фракции в Верховной Раде и ему не на кого опереться, так как у нас парламентско-президентская республика, а не наоборот. Поэтому он хочет завести свою фракцию в парламент и создать там коалицию, чтобы иметь влияние на принятие нужных законов. Но от досрочных выборов лично я вижу больше минусов, чем плюсов – в связи с низкой явкой, которая всегда наблюдается летом, большое количество его электората может просто не прийти на выборы и в результате он не получит желаемое количество депутатов в парламенте. И главный минус заключается в том, что досрочные выборы скорей всего будут проведены по старому законодательству – по смешанной системе (половина депутатов проходят по партийным спискам, половина – по мажоритарным округам) и все мажоритарщики просто пересядут с одних кресел в другие, потому что альтернативы им практически не будет – за такой короткий период просто невозможно набрать нужное количество, и «раскрутить» новых кандидатов. Есть, правда, другой вариант, когда депутаты в течении двух-трех дней вносят изменения в избирательное законодательство. Это не будет принятие нового избирательного кодекса, что предусматривает изменение в Конституцию, а будут какие-то точечные изменения, например снижение проходного барьера с 5 до 3 процентов, или переход к «открытым» спискам, но здесь есть тоже очень много сомнений, что депутаты пойдут на это.
— Понятно, что эффективность работы парламента за время этих двух месяцев — до новых выборов — будет приравнена к нулю, ведь все депутаты будут заниматься своей избирательной кампанией, а не законотворчеством.
— Это риторический вопрос. Да, скорей всего депутаты сосредоточатся на работе, связанной с избирательной кампанией, и КПД от парламента будет минимальный. И это не очень хорошо, потому что на сегодняшний день есть масса законов, которые необходимо принимать, начиная от Закона об импичменте до экономических. Например — и это очень важно – 2019 год и лето в том числе – это тот период, когда надо принимать законы, связанные с выплатой Украиной своих внешних обязательств, например МВФ. И если чуда не произойдет и досрочные выборы таки состоятся, то у меня есть большие сомнения, что к этим вопросам у депутатов дойдут руки.
— Довольно неожиданно для всех во время своей инаугурационной речи Зеленский вспомнил слова Рональда Рейгана: «Правительство – это не решение проблем, а наша проблема», о чем мы уже вспоминали выше. «Возьмите белые листочки и ручки, напишите заявления и освободите места для других, тех, кто что-то может сделать», – сказал Зеленский, повернувшись при этом лицом к правительственной ложе. Но Конституция Украины четко говорит, что новое правительство может быть сформировано только новым составом Верховной Рады. А до этого старый состав правительства должен работать в качестве и.о. Сознательно, или по наивности Зеленский идет на нарушение украинского законодательства уже в первый день своей каденции?
— Он не столько нарушил законодательство, потому что эту фразу можно трактовать скорее как призыв к правительству. Министры могли по-разному на нее отреагировать, но они отреагировали на нее как на красную тряпку Ведь насколько известно, сразу после второго тура между Зеленским и премьером Гройсманом были встречи, и каждый из них говорил, что у них осталось очень приятное впечатление после этого общения. Более того, премьер-министр Владимир Гройсман заверил президента, что до плановых выборов, которые должны были состояться в октябре, он готов во всем помогать новоизбранному президенту. То, что произошло вчера, когда Зеленский практически «наехал» на Кабмин, обвинив его не в профессионализме — это скорее не наивность. Думаю, Зеленского убедили, что сейчас нет смысла каким-то образом коммуницировать с правительством, чтобы не перебирать на себя негатив, а нужно наоборот на него активно нападать, чтобы не потерять доверие своих избирателей, ведь любую власть не любят в-принципе. Сначала премьер-министр Гройсман ответил на эту фразу с одной стороны корректно, а с другой стороны жестко. Он сказал, что в Украине все-таки парламентско-президентская республика и решение принимает Верховная Рада. Но если президент хочет взять на себя политическую ответственность за происходящее в стране, то нет проблем – пусть берет. И теперь все взгляды избирателей – и тех, кто голосовал за него, и тех, кто не голосовал — будут направлены уже в сторону действующего президента, а не Кабинета Министров, потому что он фактически спровоцировал политический кризис в стране.
— Но вчера произошла еще одна неожиданность. Премьер-министр Гройсман, не дожидаясь, когда правительство уволит новый парламент, подал в отставку. По украинским законам, это автоматически влечет за собой отставку всего правительства. Кто в это время будет работать, то есть фактически устанавливается безвластие?
— Проблема в том, что сейчас в Украине работает миссия МВФ, и речь идет о том, что Украина планирует получить очередной транш кредита, часть которого будет потрачена на выплату внешних обязательств, которые в этом году просто огромные – около 4 миллиардов долларов. Украина на эти деньги очень рассчитывала. Какой будет реакция миссии после отставки Гройсмана – вопрос очень открытый и может быть очень болезненным. Украина приложила очень много усилий, чтобы получить этот кредит. Знаете, к премьеру Гройсману можно по-разному относиться, но он, мягко говоря, не самый худший премьер в истории Украины. Я сажу даже больше – по последним социологическим опросам граждане поставили его на третье место в рейтинге, кого бы они хотели видеть премьер-министром. Потому что у нас, конечно, не очень высокие темпы роста ВВП, но они непрерывны в течении 12 месяцев. Это очень не плохая динамика. Страна, которую получает Зеленский как президент, очень отличается от той страны, которую получил в свое время Петр Порошенко. Ведь после того, как Янукович и его компания сбежали из страны, бюджет был полностью пустой, агрессор надвигался, а армии практически не было. И экономика сегодня значительно отличатся в лучшую сторону от экономики, которую получил Порошенко 2014 году. И здесь не малая заслуга именно правительства Гройсмана. После его ухода большой вопрос, согласится МВФ выделить этот кредит или нет. А возьмет ли на себя ответственность президент за проведение каких-то переговоров, хоть это и не сфера его компетенции – большой вопрос. У меня, кстати, сложилось впечатление, что команда Зеленского и сама не ожидала, что Гройсман очень быстро сориентируется и жестко примет решение уйти в отставку. Теперь им нужно искать выход еще и из этой ситуации.
— Вчера в отставку ушел не только премьер-министр. Рапорты также написали глава СБУ Василий Грицак, министр обороны Степан Полторак, ранее пошел в отставку глава СНБО Александр Турчинов, министр иностранных дел Павел Климкин. Это уже звучит не странно и не по приколу. В условиях войны – это прямая угроза национальной безопасности, ведь свои кандидатуры на их место Зеленский так и не предложил.
— Совершенно верно, пугает то, что до сегодняшнего дня мы не услышали от Зеленского официальных заявлений касательно кандидатур, которые будут предложены на эти должности. Причем, некоторые из этих должностей требуют согласия Верховной Рады. Какой теперь будет реакция депутатов на назначения тех или других кандидатур по квоте президента – вопрос открыт. И вполне вероятно, что нынешняя Верховная Рада просто может отложить решение этого вопроса.
— Вчера Зеленский только вскользь вспомнил о том, что Донбасс и Крым нужно освобождать, при этом правда, ни слова не сказал, как именно он собирается это делать. В Кремле отреагировали на это прогнозировано – пресс-секретарь Песков сказал, что Путин не будет с ним встречаться, но ждет освобождения Донбасса. Они в своем репертуаре, ведь на Донбассе не гражданская война, как они утверждают — там присутствует регулярная российская армия. Но. Вчера громче всего ликовал прокремлевский оппозиционный блок. Что-то не сходится. Зеленский таком образом шифруется перед своими избирателями, что у него, в том числе, есть кураторы из России?
— Президент вчера в своей речи действительно старался обходить некоторые острые вопросы, особенно те, которые касаются прекращения войны. Он сказал, что не мы начали войну, но мы ее закончим, и закончим без потери украинских территорий. Оппозиционный блок, контролируемый Кремлем, действительно вчера во время инаугурации очень активно аплодировал и делал разные заявления о том, что им очень понравилась речь. И считали, что в связи с избранием Порошенко они получили реванш. Не зря же Путин в свое время говорил, что он будет разговаривать с любым президентом, кроме Порошенко. Но я например вчера вечером присутствовал на одном эфире, где были представители оппозиционного блока, и у них риторика под вечер уже поменялась. Объясню почему. Вчера после инаугурации состоялась встреча новоизбранного президента с представителями из других стран, которые приехали на инаугурацию, например, с представителями США, на которой Зеленский прямым текстом сказал им, что надеется в ближайшее время на усиление санкций со стороны США в отношении России. Поэтому, сейчас мы будем иметь со стороны Зеленского осторожные заявления по поводу возвращения территорий, но с другой стороны, не нужно искать черную кошку в темной комнате. Есть программа президента Зеленского, где черным по белому написано, что у нас идет война, Россия – агрессор и Украина обязательно вернет все свои территории – и Донецк, и Луганск, и Крым.
— А кроме того, у нас законодательно прописано, что Россия – страна агрессор.
— Разумеется. И отменить это и сказать, что сдаем территории, или согласны на какие-то уступки — это просто не возможно. Потому что это не примут как значительная часть политикума, кроме, конечно, так называемой оппозиции, которая выступает за снятие санкций и жаждет мира и дружбы с Россией, но тем более этого не примут граждане Украины. Подавляющее большинство украинцев хотят мира, любой нормальный человек не хочет войны, но мира не любой ценой — мира на условиях Украины. Они не примут мир путем капитуляции. И они ждут этого от Зеленского.
— Ну что же, подождем сто дней, и потом уже будем делать выводы, who is Zelensky…
Никто не будет ждать сто дней. Потому что уровень ожиданий у избирателей Зеленского очень высокий и соответственно, радикальные решения которые они от него ждут, нужно будет принимать в ближайший месяц. Если этого не произойдет, его рейтинг будет стремительно падать. Потому что он так сам построил избирательную кампании, что уровень ожидания очень сильно раскручен и теперь он должен ему соответствовать.
Ярина Лазько, специально для «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» из Киева