Ходжалинская трагедия – одна из кровавых страниц нашей истории, акт геноцида и невиданной жестокости, совершенный в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянскими вооруженными формированиями при поддержке расквартированного в Ханкенди 366-го советского мотострелкового полка против жителей азербайджанского города Ходжалы. Сегодня исполняется 28 лет со дня этой кровавой трагедии против человечества.
В результате кровавой расправы над мирным населением были убиты 613 человек, 487 человек были ранены, 1275 взяты в плен. Многие из них не вернулись из плена, об их судьбе ничего не известно. После вывода 366-го полка из Ханкенди военная техника, принадлежавшая ему, в основном досталась армянским сепаратистам.
Об этом кровавом событии снимаются фильмы, жертвам трагедии устанавливаются памятники в разных городах мира, проводятся фотовыставки, кампании, направленные на доведение до мирового сообщества правды о Ходжалинских событиях. В настоящее время кампания «Справедливость к Ходжалы» ведется в 50 странах мира, и в результате неустанного труда ее активистов Парламентский Союз Организации Исламского сотрудничества признал учиненные в Ходжалы зверства как геноцид. Кроме того, ужасные события в Ходжалы признаны как геноцид и парламентами Мексики, Пакистана и других стран.
В этой статье мы представляем вашему вниманию историю создания мемориала, увековечившего светлую память жертв Ходжалинского геноцида, установленного в Сараево (Босния и Герцеговина), которую рассказывает его автор – Натик Алиев, выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г.), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, кавалер ордена «Шохрат» и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства).
Мемориал памяти жертв Ходжалинского геноцида в Сараево стал первым памятником, созданным Натиком Алиевым в память о жертвах этой трагедии. По словам Н.Алиева, скульптору необходимо побывать на местности, где планируется установка памятника, считая его важным этапом при создании монументальной скульптуры. «Считаю, что, если за дело берется настоящий Мастер, он должен отправиться на место будущей установки скульптуры, чтобы собрать необходимую для работы информацию. Это аксиома, которая не обсуждается. Конечно, некоторые будут утверждать, что можно обойтись без поездки и сделать все заочно, работая по фотографии. Но в таком случае скульптура может получиться какой-то искусственной, словно автор работает в некоем вакууме. Но ведь мы имеем дело с монументальной скульптурой, которую установят не в музее или галерее, а у всех на виду на открытой местности, к которой она должна быть привязана, стать синтезом скульптуры и архитектуры. Во время поездки скульптор осматривает местность, изучает город и чувствует его атмосферу, дышит тамошним воздухом, общается с местным населением, обращая внимание на его архитектуру, установленные скульптуры, изучает его историю. Автор также обращает внимание на то, откуда встает и заходит солнце, чтобы правильно установить скульптуру. Это очень важно. Если учесть все моменты и нюансы, памятник будет смотреться в выгодном свете. Ведь скульптор ставит памятник не у себя на родине, где ему все до боли знакомо, а в чужой стране, где для него много нового и неизвестного. Всё перечисленное влияет на композицию, а ведь это через фотографию не почувствуешь. Каждая страна, каждый народ, каждая культура имеет свои особенности и отличительные характерные черты, придающие этой цивилизации уникальность и самобытность. Поэтому сначала автор самонаполняется, чтобы впоследствии создать работу, используя полученную информацию. Так рождается творческий всплеск», — объясняет скульптор.
Натик Алиев прочел много материалов, связанных с историей Боснии. Сараево – это историческое место, где происходили события XX и XXI веков, изменившие ход истории. Например, поводом к началу Второй мировой войны послужило убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его морганатической жены Софии Хотек 28 июня 1914 года в Сараево боснийским сербом Гаврилой Принцип.
Другое печальное событие ХХ века – это Боснийская война между боснийскими мусульманами, сербами и хорватами. Война характеризовалась ожесточёнными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами городов и сёл, этническими чистками, геноцидом. Осада Сараево и резня в Сребренице стали печально знаменитыми событиями этой войны.
Примечателен тот факт, что Баку и Сараево стали городами-побратимами еще в далеком 1972-ом году. Главной причиной создания парка в Сараево явилось то, что Босния и Герцеговина расположена в центре Европы, а война на Балканах завершилась в 1995 году на территории, где расположен именно этот парк, в котором и была запланирована установка памятника, посвященного жертвам Ходжалинских событий.
«Мне очень понравился этот небольшой, но очень красивый и уютный восточный город. Боснийцам удалось сохранить историческую часть города, где чувствуется колорит и атмосфера средневековья, неповторимый дух и аутентичность. Мне посчастливилось понаблюдать за работой местных ремесленников, внимательно осмотреть архитектуру города, попробовать боснийскую кухню», — делится своими впечатлениями Натик Алиев, отмечая, что некоторые моменты затронули его до глубины души.
«Отправившись в новую часть Сараево, мое внимание привлекли отметины, обломы и отверстия неправильной формы на больших домах и высотных зданиях, а также укрепляющие конструкции. Как мне объяснили, это места обстрела, которые остались без изменения. Многие дома еще не восстановлены, и на них можно увидеть следы войны, что смотрится достаточно трагично, напоминая о кровавых страницах боснийской истории и борьбе народа за свою независимость», — говорит автор.
Получив всю необходимую информацию, Натик Алиев решил для себя, как будет выглядеть скульптура, которая была призвана объединить кровавые страницы обоих народов. «Интересной особенностью памятника Ходжалинскому геноциду, воздвигнутого в городе Сараево, является то, что там были взяты за основу две темы – память о жертвах Ходжалинского геноцида и Боснийской трагедии (Осада Сараево и резня в Сребренице.) Подход к этой теме был совершенно иным, который использовался при создании только этой композиции. Памятник в Сараево является олицетворением тишины. А вот при создании других скульптур в память о жертвах Ходжалинского геноцида приоритет отдавался именно монументу, вызывающему у людей эмоции. Здесь меньше визуальной экспрессии и динамики, которые уступают место тишине, скрывающей в себе глубокие чувства, когда хочется кричать, но нет сил, и наступает некое состояние оцепенения. Порой тишина и молчание заключают гораздо больший смысл и более сильные эмоции, чем крик и накал страстей. Тема сараевской скульптуры – это две матери – азербайджанская и боснийская, которые делятся друг с другом своей бедой, рассказывают свои истории, которые им пришлось пережить. Их объединяет горе, сложная судьба, боль, печаль и страдания. Несмотря на то, что прошло время, события всё также живы в их умах и сознании. Памятник отражает образ двух печальных матерей, двух женщин — пожилой и молодой. Они объединены одной темой – болью утраты, связывающей прошлое и настоящее. Я не стал конкретно указывать, какая из них азербайджанка, а какая боснийка. Это можно понять, внимательно приглядевшись к скульптурам, обратив внимание на элементы одежды и черты лиц моих героинь, которые являются собирательными образами. Таким образом, мемориальный комплекс установлен в память о жертвах войны 1992-1995 годов в Боснии и Герцеговине и геноцида, совершенного в феврале 1992 года в азербайджанском городе Ходжалы», — рассказывает автор.
Стоит отметить, что над этим совместным международным проектом вместе со скульптором работали азербайджанский архитектор Эльдар Гусейнов и две его боснийские коллеги-женщины, с которыми Натик Алиев вел переписку по интернету. Он отправлял им эскизы, они предлагали свои решения, после чего стороны совместно определили, как будет выглядеть готовый вариант мемориального комплекса.
Скульптуры были вылеплены и отлиты в Баку, после чего доставлены в Боснию на грузовом самолете вместе с Натиком Алиевым. Если говорить о габаритах, то параметры скульптуры, следующие: около двух натур.
Открытие мемориала памяти жертв Ходжалинского геноцида и «Парка дружбы» Сараево, реконструированного по инициативе Фонда Гейдара Алиева, где и установлена данная скульптура, состоялось 24 февраля 2012-го года в столице Боснии и Герцеговины. В церемонии открытия приняла участие вице-президент Фонда Гейдара Алиева, инициатор кампании «Справедливость к Ходжалы» Лейла Алиева, член Президиума Боснии и Герцеговины Бакир Изетбегович, министр транспорта и связи Боснии и Герцеговины Дамир Хаджич, главный муфтий Исламского общества Боснии и Герцеговины Мустафа Церич, мэр Сараево Алия Бехмен, а также другие официальные лица, общественно-политические деятели, работники культуры, представители общественности Боснии и Герцеговины, которые ознакомились с реконструированным «Парком дружбы», занимающим территорию около одного гектара.
Проект мемориального комплекса реализован в рамках кампании «Справедливость к Ходжалы» по инициативе Фонда Гейдара Алиева, при финансовой поддержке АР, содействии Нови Градского муниципалитета Сараево и дипломатического представительства Азербайджана в Боснии и Герцеговине.
Выступивший на церемонии член Президиума Боснии и Герцеговины Бакир Изетбегович рассказал об исторических отношениях наших народов. «Этот памятник — символ тяжелых дней Азербайджана и Боснии и Герцеговины».
Лейла Алиева отметила, что в рамках кампании были подготовлены книги, буклеты, диски о Ходжалинском геноциде, во всех уголках мира проведены различные мероприятия. «Ничто из того, что мы сегодня делаем, не может излечить раны, нанесенные Ходжалинским геноцидом. Мы можем сделать только одно — помнить о той страшной дате и не забыть тех детей, женщин и мужчин, которые были убиты во время резни или стали инвалидами на всю жизнь», — сказала Л.Алиева.
Затем минутой молчания была почтена память жертв геноцида в Сребренице и Ходжалы. Председатель Ассоциации дружбы Босния и Герцеговина-Азербайджан Дженита Озгюнер отметила, что этот памятник отражает историю обеих стран, подчеркнув, что армяне пытаются сфальсифицировать историю и таким образом ввести мировую общественность в заблуждение.
Одним из важных элементов «Парка дружбы» является сооруженный здесь одноименный мост — подарок боснийской молодежи, обучающейся в расположенном напротив парка Добрынском образовательном комплексе. Благодаря мосту учащиеся могут прийти в парк отдохнуть и узнать правду о Ходжалинском геноциде. В дизайне моста использованы национальные орнаменты Азербайджана и Боснии и Герцеговины.
В Добрынском образовательном комплексе Лейла Алиева посмотрела мемориальную доску в память о самой молодой жертве войны 1992-1995 годов в Боснии и Герцеговине. Здесь же была организована фотовыставка, посвященная Ходжалинскому геноциду.
«Во время открытия памятников я всегда наблюдаю за простыми людьми, мне интересна их реакция, ведь они не знают скульптора, поэтому объективно выражают свои эмоции и впечатления. Я заметил, что люди проявили большой интерес к этому мемориальному комплексу. Простые граждане говорили о своих чувствах, ощущениях, душевной боли, которые вызвала эта тема. Имею в виду, что национальная принадлежность здесь значения не имеет. Главное то, чтобы автор смог донести идею, и в этом случае она затронет зрителя», — объясняет Алиев, которого впечатлили два больших щита на боснийском и азербайджанском языках, установленные перед входом в парк, где указано, чему посвящена скульптура, кто скульптор и архитекторы данного проекта. Это очень важный аспект, как для самого автора, так и для истории.
Фотографии взяты из открытых источников в интернете
Рустам Гасымов