Подсчитаны потери России от сделки ОПЕК+
Действие соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти стоило российскому ВВП 1,6 процентного пункта прироста в III квартале: очищенный от нефтяного фактора спад экономики составил бы минус 2% в годовом выражении. Об этом сегодня заявил замглавы Минфина РФ Владимир Колычев на конференции S&P Global Ratings 2020.
По предварительным оценкам Росстата, ВВП России снизился на 3,6% по итогам июле–сентябре по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. «В структуре российской экономики довольно большую долю занимает нефтяной сектор. Он, как известно, был под административными ограничениями», — цитирует РБК замминистра.
«Естественно, он вносил большой негативный вклад, и если очистить от нефтяного сектора, от сделки ОПЕК+, то падение ВВП в третьем квартале составило бы уже 2%», — оценил Колычев.
Напомним также, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, действовавшего с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).
Позже, 19 октября, замглавы Минэкономразвития (МЭР) РФ Оксана Тарасенко подсчитала, что общая стоимость антикризисного пакета мер, введенных в России в период пандемии, составила 5–6% ВВП.
Добавим, что по итогам III квартала 2020 года экономика РФ сократилась, по предварительной оценке Росстата, на 3,6% в годовом сопоставлении после падения на 8% тремя месяцами ранее и роста на 1,6% в I квартале. За январь–сентябрь ВВП страны упал на 3,5%.
Ранее, в начале сентября, МЭР пересмотрело в сторону улучшения прогноз экономического спада в России на 2020 год — до 3,9% с 4,8% в июньской версии.
Позже, в конце октября, Центробанк РФ незначительно улучшил свой прогноз падения российской экономики в текущем году — с июльской оценки в 4,5-5,5% до 4-5%.