О ситуации на Ближнем Востоке, выборов в Турции, отношений Ирана и России, рассказал Novayaepoxa.Com известный журналист, эксперт по Ближнему Востоку Орхан Джемаль.
— Сейчас Турция готовится к выборам. Одновременно Турция смогла договорится с США по Манбиджу. Как вы считаете, будет ли данная ситуация способствовать победе Эрдогана на выборах?
— Турки в значительной степени последовательны, потому что концепция о необходимости буферной зоны в Сирии, она появились и была выдвинута при Обаме. И тогда президент США заблокировал эту идею – это было начало 2015 году. И Эрдоган под разными предлогами начал реализовывать данную концепцию, которая была заблокирована при Обаме, и по сути он на чем стоял, на том и стоит. Определенным образом меняет тут свою позицию США. Это объясняется тем, что он довольно ловко маневрировал между США и Россией. Это мы видим и последним событиям, когда Турция прямо сказала, что готова купить самолеты СУ — 57, если США не продаст F-35. Так и по всем остальным темам, Эрдоган четко дал понять, что если Вашингтон не будет договариваться по Сирии, то Турция будет договариваться с Россией. Это играет определенную роль в предвыборной кампании – Эрдоган в этом успешен и поэтому внешнеполитические удачи будут влиять на выборы.
— Израиль смог договорится с Россией по присутствию Ирана в Сирии. Сейчас Тель-Авив с помощью Москвы выводят иранские и проиранские силы с сирийско-израильской границы. Можно ли сказать, что Россия не является заявленным союзником Ирана?
— Не только не является, но и никогда не являлась. Если это рассмотреть в более широком контексте, нежели чем только в Сирии, то мы видим, что Россия всегда сливала Иран. Даже тогда, когда выступала как его союзником. Когда надо Ельцин договаривался с США по Ирану. При Путине выгоняли иранских студентов из питерского университета, чтобы те не дай Бог не могли чему-то научиться в сфере ядерной физики. Были также и резкие заявления со стороны Ирана в сторону России. Особенно это было заметно тогда, когда русские использовали авиабазы. Совершенно понятно, что все взаимодействие с Ираном ситуативно. Всегда российское решение в «час икс», было проамериканским.
— Пока мы видим то, как Израиль бомбит силы Ирана в Сирии. Можем ли мы увидеть и ответ иранской стороны Израилю?
— Для Ирана ударить по Израилю – это противопоставить себя мировой системе в очень значительной степени. Фактически, если сейчас будет атакован Израиль, то это поставит Иран в положение Исламского государства (ИГ). В то время как иранский истеблишмент видит себя как часть мировой системы отвоевывая в ней себе позиции, права и возможности. Иран не видит себя как нечто противоположное. Атака на Израиль – это красная черта. И я не уверен, что Иран пойдет на такой смелый шаг.
— Можно ли назвать Пашиняна прозападным политиком? Если да, то Армения выходит из пророссийского лоно?
— Если сравнивать Пашиняна с Саргсяном, то он более прозападный – это совершенно очевидно. И вместе с тем Путин решил не противостоять этой фигуре. Прозападная фигура в Армении видимо не раздражает Россию, и она для них приемлема. Насколько долго они готовы терпеть его – это не понятно. Примеры же отношения Путина к таким прозападным фигурам у себя на границах есть, например, Саакашвили. Он тоже пришел к власти с помощью уличных протестных настроений. Даже тогда Иванов прилетал в Грузию фактически оказывал поддержку Саакашвили, потом произошло то, что произошло. Что же касается Пашиняна, то пока не известно, но то, что он прозападный это очевидно.
Беседовал: Анар Гусейнов