Сегодня ожидается подписания договора между Грузией и Россией по открытию транспортного коридора через территорию оккупированной Абхазии. Напомним, что этот вопрос обсуждался официальными лицами обоих государств в прошлом году, но стороны не смогли договориться.
По мнению специалистов в области глобальных транспортных узлов и коридоров открытие данного маршрута предусматривается Россией как сухопутный коридор в Армению, где Россия имеет крупные военные базы и практически владеет всей экономикой данного кавказского региона. Из-за проблем в отношениях с Грузией Россия всегда испытала трудности перевозить военные грузы в Армению. Теперь Москва решила договориться с Тбилиси по проложению железной и автомобильной дороги через Абхазию, которая «благодаря» той же России сегодня вышла из-под контроля Грузии.
Отметим, что у России есть договоренности со швейцарской компанией по строительству этой дороги.
В прошлом году почти все грузинские эксперты и аналитики сошлись во мнении, что открытие этого коридора является катастрофой для Грузии и категорически исключили этот вариант. Теперь ожидается подписание этого договора.
Об очередной встрече Карасина и Абашидзе, о возможном подписании этого договора, о реакции Азербайджана к этому вопросу и о влияниях этой договоренности на азербайджано-грузинские отношения рассказал в своем интервью Novayaepoxa.Com, грузинский эксперт Гела Васадзе.
— В ряде СМИ появилась информация о том, что сегодня Россия и Грузия собираются подписать договор об открытии транспортного коридора через оккупированную Абхазию, который соединит Россию с Арменией. Что можете сказать по этому поводу?
— Что касается коридору я хочу сказать, что конечно, Россия подписала эти договора с данной компанией. А сейчас говорят, что там были условия, которые были неприемлемые для Москвы. Но учитывая, что она подписала эти договора и это создает определенные условия, чтобы это дорога может быть реальностью. А станет она реальностью или нет, мы можем только гадать. Но давайте рассмотрим экономически-политические последствия того, что может произойти если эта дорога станет реальностью, и почему это дорога может открыться. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, в вопросе открытия данной дороги, нужно во-первых понимать контекст сегодняшних политических условий в регионе — это раз, во-вторых контекст грузино-российских отношений сегодня и контекст американо-российских отношений. На счет американо-грузинских отношений я думаю, что контекст определенный и буквально вчера состоялся визит, и сегодня он продолжается кстати, визит премьер-министра Квирикашвили в США. Его там встретили на довольно высоком уровне, в том числе состоялась его встреча с Помпео. То есть мы должны хорошо понимать, что если это дорога откроется, то будет частью очень большой сделки.
— Напомню, мы с вами год назад обсудили эту тему, когда она стояла на повестке дня. Тогда вы сказали, что открытие этой дороги является катастрофой для Грузии. Откроется ли он вообще?
— Скажу вам, в случае открытия этой дороги Грузия теряет больше, чем например, Азербайджан. А что теряет Азербайджан от открытия этой дороги? В идеологическим и политическом аспекте эффект открытия этой дороги для Армении есть, но экономический эффект практически отсутствует. Все мысли о том, что после открытия этого маршрута Армения будет процветать сразу, являются полным бредом. Открытие может быть пиар-предметом для армянских СМИ, что они мол прорвали «блокаду», которая никогда и не существовала. Ведь мы все знаем, что получала Армения грузы через Иран и через Грузию из всего мира. Так, что даже речь не идет о блокаде Армении. И открытие этого транспортного коридора — аргумент в пользу кого в Азербайджане? В пользу тех сил, которые будут считать, что блокада вовсе не эффективная политика и карабахский вопрос нужно решить силовым методом. Повторяю, открытие этой дороги, если она откроется конечно, то нанесет удар по национальным интересам Грузии в первую очередь в политическом плане. А в экономическом плане она ничего практически не принесет экономике Грузии. С другой стороны, открытие этой дороги не в пользу и самой Армении потому, что силовое решение карабахского конфликта станет актуальным. Видите, какая интересная картина сложилась?
— Как по-вашему отреагирует Азербайджан на открытие этого маршрута? Как это может повлиять на азербайджано-грузинские отношения?
— Конечно, на уровне СМИ и экспертного сообщества этот вопрос будет обсуждаться эмоционально, а на уровне государственных мужей будет обсуждаться достаточно спокойно потому, что я уверен, открытие этой дороги без предварительных консультаций с властями Азербайджана невозможно. Слишком уж сильно Грузия зависит от Азербайджана и Азербайджан от Грузии. Поэтому все как в кино: одно дело что нам показывают, другое дело что происходит за стенкой. Поэтому сказать, что открытие этой дороги нанесет смертельный удар по азербайджано-грузинским отношениям не стоит. А вот открытие этой дороги может нанести очень сильный урон имиджу Грузии с точки зрения легитимизации оккупированных территорий. По этому посмотрим будет ли открыта это дорога, что будет дальше и о чем идет речь. Как в Грузии говорят: «сперва нужно уснуть, а потом увидеть сон».
Беседовал: Кавказ Омаров