26 мая в Санкт-Петербурге в музее «Эрарта» состоится торжественное открытие художественной выставки «Рожденные ветром Абшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов» откроется, — сообщает Novayaepoxa.Com со ссылкой на сайт Фонда Марджани.
Выставка является продолжением проекта «Созвездие Абшерона», с успехом представленного прошедшей зимой Фондом Гейдара Алиева, Фондом Марджани при поддержке посольства Азербайджана в России в Государственной Третьяковской галерее.
Экспозиция включает более 40 произведений живописи и скульптуры из коллекций крупнейших музеев Азербайджана: Национального музея искусств Азербайджана, Государственной картинной галереи Азербайджана, Музея современного искусства, музея «Живопись Азербайджана XX—XXI веков». В экспозицию вошли картины, принадлежащие бакинским галереям «Нар» и QGallery, скульптуры, предоставленные Фазилем Наджафовым и произведения из коллекции московского Фонда Марджани.
В экспозицию войдут работы представителей уникального творческого содружества «Абшеронской школы» по живописи и скульптуре, вдохновленные природой и духом скалистого, огнедышащего Абшеронского полуострова в Азербайджане. каждая работа представляет собой шедевр и уникальна по-своему.
Наряду с произведениями Тогрула Нариманбекова, Гяура Юнуса на выставке представлены картины Джавада Мирджавадова, Тофика Джавадова, Ашрафа Мурада, Кямала Ахмеда, Расима Бабаева и скульптура Фазиля Наджафова. Эти мастера составляют уникальное творческое содружество, сложившееся в азербайджанском искусстве в 1960—1980-е годы и получившее название «Абшеронская школа». Новаторы и бунтари, они оказали огромное влияние на современную живопись Азербайджана и во многом определили пути ее развития.
Всех художников объединяет любовь к родному Абшерону. Своеобразная природа полуострова, его история и особый характер сформировали абшеронскую тему — сквозную в азербайджанском искусстве и одновременно сокровенно личную у каждого мастера.
Абшерон — символ родины и неисчерпаемый источник вдохновения. Органичной частью творчества художников стали образы и приемы азербайджанского фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, монументальных росписей, книжной миниатюры, доисторических памятников Гобустана.
Абшеронский полуостров находится на западном побережье Каспийского моря. Это геологическое продолжение Большого Кавказского хребта. Здесь господствует насыщенный солнечным теплом ветер, разносящий повсюду терпкий аромат моря и нефти. Множество стихий соединилось на Абшероне в единое целое, даруя этому уголку земли и его жителям мощную витальность и яркий темперамент. Абшеронская земля породила немало талантливых и самобытных художников. Произведения наиболее ярких мастеров, работавших в 1960–1980-е годы, отражают основные тенденции времени и представляют разные грани азербайджанской национальной художественной школы.
В 1960-1980-х годах формируется и активно развивается сообщество художников, получившее название «Абшеронская школа». Творчество представителей сообщества – Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева, Тофика Джавадова, Ашрафа Мурада, Кямала Ахмеда, Фазиля Наджафова не вписывалось в официальные рамки, однако их творчество выдержало испытание временем и сейчас представляется ярким воплощением азербайджанского искусства того периода.
В 1960–1980-е годы творческий подъем происходит в творчестве живописца Тогрула Нариманбекова, в то же время постепенно обретает свой почерк художник Гяур Юнусов.
Творчество азербайджанских мастеров 1960–1980-х годов – явление уникальное по цельности и одновременно мультикультурное в своих истоках. Каждый из них индивидуально воспринимал и перерабатывал национальные традиции – фольклорные и мифологические сюжеты, искусство миниатюры, орнаменты ковров. В то же время в работах художников можно найти отголоски мексиканского искусства, африканской пластики, художественные традиции доколумбовой Америки, Индии, Центральной Азии, искусства ХХ века Европы и Америки. Несмотря на столь широкую географию интересов произведения абшеронских художников узнаваемы и вписаны в национальный контекст благодаря излюбленной системе образов, ярким метафорам, колористической гамме, пластике и многим другим особенностям, которые характеризуют целое направление в искусстве.
Выставка продлится до 27 августа.
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com