Вчера на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета публике была представлена музыкальная комедия великого азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли «Не та, так эта» («O olmasın, bu olsun»), сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.
«Не та, так эта», известная также под названием «Мешади Ибад» — музыкальная комедия (оперетта) в четырёх действиях Узеира Гаджибейли, написанная в 1910 году. Это второе произведение композитора в этом жанре. Наряду с его третьей опереттой «Аршин мал алан», комедия «Не та, так эта» также считается национальной классикой.
Либретто на азербайджанском языке написал Узеир Гаджибейли, так как он был не только талантливым композитором, но и прекрасным драматургом, создавшим жанр национальной музыкальной комедии. В комедии «Не та, так эта» отражены социально-бытовые отношения в дореволюционном Азербайджане. В своих музыкальных комедиях У.Гаджибейли старался отразить идеи волновавшие передовую часть тогдашней интеллигенции, как, к примеру, тему раскрепощения азербайджанской женщины.
У. Гаджибейли в своей комедии использовал юмор, граничащий с сатирой, показал комическое в старом азербайджанском быту с поразительным умением и меткостью.
В музыке комедии ярко представлен мир лирических образов. Так, Сарвар и Гюльназ характеризуются обобщенно, в основном в дуэтных отрывках. Мягкая, мечтательная музыка выражает чувства и настроение героев. Узеиром Гаджибейли была использована азербайджанская народная музыка, мугам, а в тексте — газели Физули.
Премьера музыкальной комедии «Не та, так эта» состоялась 25 апреля 1911 года в Баку, в театре братьев Маиловых (ныне Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета).
Образ Мешади Ибада знаком каждому азербайджанцу с раннего детства, он не раз глядел на нас со страниц сатирических изданий, полотен отечественных художников-карикатуристов, с театральных афиш.
Трудно встретить в Азербайджане хотя бы одного человека, который бы не знал наизусть бессмертную музыкальную комедию великого Узеира Гаджибейли «Не так, так эта». Но каждый спектакль проходит под овации зрителей! Сюжет этого произведения давно и хорошо знаком всем едва ли не с детских лет: увязший в долгах Рустам бек единственным правильным решением своих проблем считает брак юной дочери Гюльназ с зажиточным пятидесятилетним купцом Мешади Ибадом. Он решает насильно отдать дочь замуж за не любимого и намного старше ее по возрасту человека. Но в итоге Рустам бек жалеет о своем необдуманном решении и, сговорившись с возлюбленным Гюльназ Сервером, срывает свадьбу Мешади Ибада, которому в финале спектакля приходится жениться на служанке Сенем. Множество ярких персонажей – Гасангулу бек, Гасан бек, Рза бек, Гочу Аскер, амбал и другие, придают комедии еще больше позитивных эмоций.
В спектакле приняли участие ведущие солисты театра оперы и балета — Народные артисты Азербайджана Азер Зейналов (Мешади Ибад), Акрам Поладов (Рустам бек), заслуженные артисты Инара Бабаева (Гюльназ), Фарид Алиев (Сарвар), Джахангир Гурбанов (Гочу Аскер), Гюлюстан Алиева (Сенем), Турал Агасиев (Рза бек), Алекбер Алиев (Гасангулу бек), солисты Фахмин Ахмедлы (Гасан бек) и другие.
Дирижировала оркестром заслуженный деятель искусств Азербайджана Севиль Гаджиева.
В этот вечер зал театра оперы и балета был полностью заполнен: иностранные гости, видные представители азербайджанской интеллигенции, студенты азербайджанских ВУЗов, курсанты военного училища, любители и ценители высокого искусства.
Спектакль замечательный. Артисты были на высоте. И каким бы неприятным стариком не был бы Мешали Ибад, возомнивший, будто деньги делают его хозяином положения, публика всегда симпатизирует этому все-таки обаятельному персонажу даже в обличье жадного богатея, решившего жениться на юной красавице. За свою несусветную глупость он наказан тем, что вместо этой юной красавицы ему обманным путем «всучили» служанку, больше подходящую ему по возрасту.
Зрители были в восторге, смотря свою любимую оперетту. В зале постоянно раздавался смех. Аплодисменты звучали на протяжении всего спектакля. Ну, а когда на финальный поклон вышли все артисты, задействованные в спектакле, то зал просто взорвался овациями и криками «Браво!».
Хочется особо отметить Народного артиста АР Азера Зейналова, который великолепно справился со своей ролью и представил своего героя Мешади Ибада. Мимика, жесты, эмоциональное пение Зейналова с элементами юмора восхищали гостей вечера, не оставив их равнодушными.
Образы комедии «Не та, так эта» и по сей день живут в народе, а имена их стали нарицательными. Целый ряд выражений и эпитетов из комедии обрели форму крылатых слов, поговорок и афоризмов, стали любимыми выражениями в образной и яркой речи азербайджанского народа.
Рустам Гасымов