Северный поток, война спецслужб и провал газовой стратегии Кремля

Конец недели изобилует неожиданными новостями в сфере раздела рынка энергетики, международной безопасности, передела сфер влияния.

В определенной части этих вопросов ИАП Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха попытался разобраться вместе с экспертом в области энергетики Автандилом Мамедовым.

— Автандил муаллим, Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) отклонило заявку Nord Stream 2 AG о выводе газопровода «Северный поток — 2» из-под действия газовой директивы ЕС. Решение официальное, оно уже направлено компании-оператору Nord Stream 2 AG.Этот вопрос мы с Вами обсуждали еще две недели назад до официального объявления решения, и Вы этот вопрос уже считали предрешенным. Что будет дальше с этим газопроводом?

— Да, действительно, то, о чем мы с Вами говорили еще две недели тому назад, свершилось. Хочу отметить, что когда мы с Вами беседовали на эту тему, я касался вопроса принятия подобных решений с участием Федеральной разведывательной службы Германии (нем. Bundesnachrichtendienst — BND). Я исходил из других «строчных» вестей, касающихся BND, и мне было ясно, что окончательное решение будет отрицательным, здесь ничего хорошего не ждет ПАО «Газпром». Обратите вынимание, что 05.05.2020 (через 4 дня после нашей с Вами беседы) Федеральная прокуратура Германии объявила в розыск предполагаемого офицера российского ГРУ (под ГРУ имеется ввиду, Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС РФ, сейчас у управления другое название — Главное управление Генерального штаба ВС России (ГУ ГШ) Дмитрия Бадина за организацию хакерской атаки на IT инфраструктуру Бундестага.

Разыскиваемого Бадина, на основании материалов BND, прокуратура считает членом хакерской группировки Fancу Bear, и обвиняет, в том числе, в попытках получить доступ к компьютерам канцелярии Ангелы Меркель. Дата оглашения официального обвинительного акта 05.05.2020 — за 10 дней до принятия решения BNetzA, и на основании собранных BND материалов. Я обратил внимание на определённую активность вокруг дела Бадина. Это было не случайно. BND сделала то, что не оставляет возможность для лояльных России политиков попытаться давить на BNetzA. И это получилось.

— Вы считаете, что причинами колоссального провала коммерческого проекта ПАО «Газпром», являются не нормы закона, а работа спецслужб?

— Да, разведывательные службы к провалу этого проекта причастны. Толкование норм директив ЕС в интерпретации BND – это мое мнение. Мы об этом с Вами говорили и то, о чем говорили случилось: с целью неоставления места для кулуарных работ лоббистов Северного потока-2, BND придала официальный статус своим материалам через Федеральную прокуратуру Германии. Тем самым BND создала и официально оформила некий «статус токсичности» работы в Германии крупных государственных (или окологосударственных) структур России. Это сильно отбило охоту у политических лоббистов интересов ПАО «Газпром» содействовать в данном вопросе.

— Вчера – 20.05.2020 информационные агентства передавали две новости: первая — Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA) удовлетворило заявку оператора о выводе газопровода «Северный поток» из-под действия газовых директив; вторая — Суд ЕС отклонил жалобу на решение Федерального сетевого агентства Германии. Это что-то меняет в судьбе Северного потока-2?

— Да, вчера были такие новости. Решение BNetzA об удовлетворении ходатайства о предоставлении иммунитета Северному потоку не является неожиданным. Имплементация (приведение национального законодательства в соответствие с директивами ЕС) третьего энергетического пакета ЕС в ФРГ устанавливала дату 23.05.2020 для подачи операторами газотранспортных систем ходатайств об иммунитете. BNetzA вчера представил иммунитет другому газопроводу – Северный поток, а не Северный пототк-2, это совершенно разные газопроводы, у них разная структура акционеров (собственников). Северный поток начали проектировать с 1997 года, а эксплуатировать с 2006 года, за три года до вступления в силу третьего энергетического пакета ЕС. Следовательно никаких оснований не предоставить иммунитет этому газопроводу не было. Это решение не имеет никакого отношения к Северному потоку -2.

Что же касается второго сообщения – отказ в удовлетворении жалобы на решение BNetzA. Здесь речь идёт именно о том решении, которое лишило иммунитета Северный поток -2. Однако, скажу прямо, удивлен, если выразиться мягко, этому сообщению. Дело в том, что Суд Европейского Союза рассматривает дела в первой инстанции, указанные в статье 51 Протокола о Статуте Суда Европейского Союза от 13 декабря 2007г. Чем мотивировались, когда подавали жалобу на действия BNetzA в Суд Европейского Союза, понять невозможно. Названный суд такие жалобы не рассматривает. Это просто нонсенс, когда юристы с заработной платой несколько миллионов евро в год путают инстанцию. Когда я читал о снятии с рассмотрения жалобы на решение BNetzA по Серверному потоку-2, подумал, что это шутка, что юристы Nord Stream 2 AG перепутали суд и не туда подали жалобу. Это очень плохой прецедент.

— Изменит ли соотношение долей поставщиков газа такой исход проекта?

— Коренным образом и за короткий срок – 1-1,5 года не изменит. Ползучий передел и так происходит и будет продолжаться. Независимо от того, кто будет оператором Северного потока -2, 50% его мощности будет выставляться на конкурс для заполнения газом из других источников (поставщиков) через открытые аукционы. А если учесть, что Северный поток-2 имеет участок на территории Германии, то оператор обязан будет принять предложение других поставщиков и не имеет право загружать газопровод более чем 50% мощности от одного поставщика. С учетом появления на рынке двух новых гигантских поставщиков — Австралии и США и, переориентирующего свои мощности на Европу, Катара, этот газопровод не оправдает капитальные вложения в него, составляющие более 10 миллиардов USD. Можно смело предположить, что, как минимум, 15-20% от этой суммы составляют затраты на политическое лоббирование. Все это лишает проект Северный поток-2 успеха. К сожалению.

— Почему такие просчеты? Что же в ПАО «Газпром» не могли предвидеть такую перспективу решения BNetzA?

— Это результат того, что я называю чрезмерной политизированностью углеводородного сырья. На определенном этапе три понятия в России начали превращаться в навязчивую идею: трактовка итогов Второй мировой войны, природный газ и ядерное оружие. Государство целиком и полностью погружено в эти идеи.

Одна из этих идей — газовая стратегия — до определенных пор имела успехи и не малые. Например, отказ Германии от ядерной энергетики в пользу газа, вне всяких сомнений, было с присутствием определенного политического лоббирования. И это успех, ничего не скажешь. Но, как мне кажется, чрезмерное увлеченность всех институтов власти газовой стратегией, наряду другими факторами, стала причиной катастрофических неудач. Та же газовая стратегия России заставила государство поддерживать Сирийское правительство любой ценой, чтобы не допустить появление газопровода из Ближнего востока в Европу через Сирию-Турцию. К сожалению и эта стратегия, как и Серверный поток -2 ожидает, скорее неудача, чем успех.

На фоне появления не существующих 5-7 лет назад проектов по поставке газа в Европу, делает бессмысленными гигантские затраты на Сирийский конфликт, если рассматривать это как некий проект. Например, по состоянию на начало 2020 года суммарные мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Австралии достигло 88 млн.тонн/год. Катар – сегодня имеет мощности до 77 млн.тонн/год с перспективой до 2027 наращивания до 126 млн.тонн/год. Это без газовой экспансии США, без перспективного газопровода EastMed (Восточный Средиземноморский) мощностью до 20 млрд. м³ газа в год с возможностью подключения к хабу, собирающему газ месторождения Египта (Зохр), месторождения Кипра (Афродита) и Израиля (Левиафан и Тамар) для поставки в Европу.

— Можно было избежать провала Серверного потока -2?

— Безусловно! Посмотрите, то, что на Северный поток-2 надвигаются санкции США было ясно еще за год до введения этих санкций. И не надо было быть Джеймсом Бондом, чтобы узнать об этих предстоящих решениях. При этом, приводя законодательство Германии в соответствие с Directive 2009/73/EC и Directive 2009/715/EC в принятых законодательных актах была следующая оговорка: «газотранспортные системы, достроенные до 23 мая 2020 года могут подать заявку в BNetzA для получения иммунитета». Не знать об этом тоже было невозможно. При этом, судно-трубоукладчик «Академик Черский», со стоимостью ≈1,2 миллиарда USD, находящийся в собственности дочерней структуры ПАО «Газпром», эксплуатируется с 2015 года. Просто, надо было задолго до введения санкций США против Северного потока-2 направить «Академик Черский» в Европу, получить разрешение на его работу в морском шельфе Дании и Германии и, с момента реальности угрозы санкций США, задействовать «Академик Черский» наряду с другими компаниями-трубоукладчиками Allseas Group SA — «Pioneering Spirit», «Solitaire», «Audacia» и завершить строительство до 23 мая 2020 года. Тогда бы не было формальных оснований в отказе предоставления иммунитета. А когда нет формальных оснований с BND можно было бороться.

— Ситуация вокруг Северного потока-2 может отразиться на нефтегазовом секторе Азербайджана?

— Напрямую нет, косвенно — да! Северный поток-2 был ориентирован на потребности одного государства ЕС – Германии. А поставки газа из Азербайджана в Европу по газопроводу TANAP-TAP ориентируются на других потребителей. Однако, возникшие у Газпрома проблемы могут заставить российского производителя более агрессивно вести рыночную политику в Турции, а Турция, с одной стороны, основной внешний потребитель азербайджанского газа, с другой стороны, сейчас Турция переживает определенные трудности в финансовом плане. Оказание определенного давления на Турцию, в условиях ориентации ее экономики в части туризма, аграрного сектора на Россию и в условиях и без того плохого состояния платежного баланса Турции, может иметь результаты. Сейчас и со стороны США запущены определенные мягкие механизмы давления на Турцию. На стадии пересмотра находятся swap-сделки между Федеральной резервной системой США и Центральным банком Турции. Пока нет определённых ясностей, однако, со слов руководителя управления ФРС США по финансовому округу Ричмонд (Управление курирует округ Вашингтон, штаты Вирджиния и Мериленд) Томаса Баркина существует возможность отказа ФРС от swap-сделок с Центральным банком Турции. Если это реализуется, то у Турции возникнет большая угроза дефолта.

Вот эти два обстоятельства: с одной стороны, вероятное давление на Турцию со стороны России в интересах Газпрома, с другой стороны, целый набор проблем, приведший к охлаждению отношений между США и Турцией, могут создать определенные трудности для Азербайджана. Ведь, если в Турции возникнет дефолт — это, без сомнения, потеря части валютной выручки Азербайджана.

Беседовала: Айгюн Мурадханлы