Сергей Куюн: «Если бы Украина создала необходимый экономический климат, Азербайджан бы увеличил объемы своих инвестиций»

«Украине очень сложно физически обрести энергетическую независимость от России, так как страна географически, логистически и, значит, экономически находится в зоне доминирования российской нефти».

Об этом Novayaepoxa.Com сказал директор украинской консалтинговой группы «А-95» , отвечая на вопросы нашего киевского корреспондента Ярины Лазько.

— Сергей, известно, что Украина практически полностью отказалась от поставок нефтепродуктов из Росси. Может ли азербайджанская нефть компенсировать российское сырье?

— Безусловно, может и на сегодня азербайджанская нефть – это вообще единственный нефтепродукт, который перерабатывается из импортного сырья. И есть весомые аргументы утверждать, что процент азербайджанской нефти в общем количестве поставок из-за рубежа будет увеличиваться. Ведь она поступает на Кременчугкий нефтеперерабатывающий завод и поскольку это предприятие существенно недозагружено – там перерабатывается всего лишь 30% от возможных мощностей, можно с уверенностью утверждать, что процент азербайджанской нефти в будущем будет существенно увеличен. Но пока что в прошлом году из Азербайджана приехало всего 1 млн тонн.

— Почему так мало?

— Потому что завод не может пока нарастить переработку из-за низкой эффективности производства и достаточно сложной конкурентной среды. Сейчас на заводе проводятся работы по модернизации, и уже сегодня сделан большой шаг на пути к тому, чтобы повысить качество выпускаемого топлива. Я думаю, что в ближайшее время есть перспективы увеличения производства и других сырьевых источников, кроме как азербайджанских, потому что на данный момент альтернативы азербайджанскому сырью пока нет. Руководство завода заявляло, что у них есть контракт на 1,3 млн тонн на ближайшие три года, на что в свою очередь азербайджанская сторона неоднократно утверждала, что они в разы могут нарастить поставки в случае необходимости. Есть проблема в том, что завод не может эффективно продавать свою продукцию по целому ряду причин. Поэтому тут загвоздка не в Азербайджане, а у владельцах завода. Они уже преодолели техническую сторону вопроса, они уже научились делать качественное дизельное топливо, качественный бензин – теперь вопрос в том, чтобы они научились продавать возросшие объемы выпускаемого топлива – вот тогда возникнет потребность и в большем количестве топлива.

— Все-таки, Кременчугский завод – это частное предприятие, а государственная программа закупки азербайджанской нефти существует?

— В Кремечугском заводе есть и доля государства – 43%, но автономно государство практически никак не участвует в загрузке

— Президенты Азербайджана и Украины неоднократно утверждали о перспективных планах сотрудничества в этой отрасли. О каких именно перспективах можно говорить сегодня?

— Есть определенный потенциал переработки азербайджанской нефти на Шебелинском газоперерабатывающем заводе, он принадлежит компании Укргаздобыча, которая в свою очередь является дочерним предприятием государственного концерна НАК «Нафтогаз Украины». Но это конечно не может сравниться с возможностями Кременчугского завода, который может перерабатывать 6-7 млн тонн сырья в год. И такие планы связаны прежде всего с азербайджанской нефтью. Альтернативы на сегодняшний день нет. Такой сценарий был бы выгоден стране, поскольку рынок загружался бы топливом нашего производства, таким образом мы бы снижали зависимость от поставок российской нефти, то есть нефти, которая поставляется напрямую из России. А пока что, из-за своей конфигурации завод выпускает много бензина, который на рынке не востребован, так как многие потребители переориентировались на сжиженный газ из-за своей дешевизны. Перепроизводство бензина приводит к убыточности продаж.

— Какие могут быть новые источники поставок нефти?

— Энергетическая сфера устроена таким образом, что здесь все решает три фактора: первый фактор логистика, второй фактор – логистика, и третий – логистика. Энергетически, логистически, географически мы всегда будем зависеть от российских поставок. Потому что нельзя заставить реку течь в обратном направлении. И такое расположение скорее плюс, чем минус, потому что мы расположены близко к источникам поставок того же российского сырья. Но нам нужно уметь этим правильно воспользоваться, даже с учетом нашей сложной политической ситуации. Конечно, на сегодня политической зависимости нет, но все равно большой объем газа, который мы покупаем из Европы, имеет российское происхождение.

— Но он идет в Украину не прямо из России…

— И это хорошо, потому что на нас нет рычага давления в плане — хочу – поставляю, хочу – не поставляю. От этого действительно удалось уйти. Но не удалось уйти от российского газа как такового, потому что ну нет другого газа в регионе. То же самое и с нефтью. Можно привезти нефть хоть из Америки, хоть из ОАЭ, хоть из Мексики – откуда угодно. Дело в цене вопроса. Российское топливо самое дешевое. Поэтому вариантов остается не много. И никуда от этого не денешься. С этим надо жить и этим надо пользоваться. У Украины было преимущество в том, что мы через свою газотранспортную систему перекачиваем много газа. И это преимущество у нас сейчас пытаются выбить строительством Северного потока-2, Турецкого потока. Точно так же, как мы пытаемся уйти от зависимости энергоресурсов, так и от нас пытаются уйти как от транспортировщика.

— Компания SOCAR давно и прочно занимает лидирующее место на рынке Украины. Сейчас можно говорить о перспективе дальнейшего развития компании в Украине, или о перспективе возрастающей конкуренции?

— К сожалению, очень тяжело идут проекты азербайджанской стороны в Украине потому, что украинская сторона не выполняет своих обязательств по созданию необходимого экономического климата для этой работы. Например, был один очень интересный проект, который касался работы компании «Сокар Трейдинг» в Одесском порту. Речь шла о том, чтобы сюда завозился мазут с разных направлений, смешивался в необходимых для покупателей пропорциях и отправлялся дальше в Средиземноморье. Это тот проект, который в 2016 году обсуждался совместно Порошенко и Алиевым. Но из-за того, что украинская сторона вовремя не снизила портовые сборы, прочие платежи, не были устранены препятствия на уровне таможне, плюс силовики открыли какое-то уголовное производство, также существовали большие проблемы были с железной дорогой – все это привело к тому, что SOCAR просто тихонько закрыл этот проект.

— Несмотря на все сложности, сеть заправок SOCAR сегодня самая востребованная и популярная в Украине.

— Если говорить о розничной торговле, то этот проект тоже имеет определенные трудности. В 2007 году была открыта первая заправочная станция и было заявлено, что в ближайшее время будет открыто еще не менее ста. Но на дворе 2018 год, а заправок всего 70. На проект было потрачено около 300 млн долларов, но сейчас он по сути не развивается. Безусловно, заправки SOCAR – это новый уровень качества, сервиса, топлива, компания задала высокий уровень конкуренции на рынке Украины. И рынок почувствовал стимул. Но говорить о большом развитии компании сегодня не приходится именно из-за отсутствия благоприятного климата в этой отрасли.

Ярина Лазько, специально для «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» из Киева