13 мая – день памяти выдающегося композитора, педагога, общественного деятеля, Народного артиста СССР и Азербайджана, лауреата Госпремии, академика Гара Гараева.
Как передает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха, в этот день 1982 года музыкальное искусство понесло огромную утрату. Ушел из жизни один из столпов современной музыки, композитор-новатор, в числе шедевров которого балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома», 4 симфонии, симфонические гравюры «Дон Кихот», Концерт для скрипки с оркестром, мюзикл «Неистовый гасконец».
Родился 5 февраля 1918 года в Баку в семье известного врача-педиатра Абульфаза Гараева и Соны Искендер гызы.
Обучался игре на фортепиано в Бакинском музыкальном техникуме у Г. Шароева (1930-1935), затем — в Бакинской консерватории (ныне – Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли) по классам композиции у Л. М. Рудольфа и основам народной музыки — у Узеира Гаджибейли. К этому времени относится первый композиторский опыт Гараева, и тут заметно сильное влияние азербайджанского народного творчества. В 1937 году он принял участие в фольклорной экспедиции, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы. Через год поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А. Н. Александрова (композиция) и С. Н. Василенко (инструментовка), а затем — у Д. Д. Шостаковича (1942-1946). Дипломной работой Гараева стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.
Композиторскую деятельность Гара Гараев совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана: он был художественным руководителем симфонического оркестра Азербайджанской государственной филармонии (ныне Азербайджанская государственная академическая филармония имени Муслима Магомаева), председателем азербайджанского отделения Союза композиторов СССР. На протяжении многих лет преподавал в Бакинской консерватории (в 1949-1952 годах — ректор, с 1959 года — профессор). Среди учеников Гара Гараева — Рауф Гаджиев, Ариф Меликов, Хайам Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Тофиг Бакиханов, Фирангиз Ализаде.
Творческое наследие Гараева охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль композитора отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Ряд сочинений конца 1940 годов — начала 1950 годов испытывает влияние выдающегося азербайджанского поэта Низами — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», наконец, балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора.
Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль Гараева тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период творчества композитора, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).
Его произведения входят в сокровищницу музыкального искусства. Среди них — оперы «Родина» (Vətən, 1945, совместно с Д. Гаджиевым), «Нежность» (монодрама по Анри Барбюсу для женского голоса и камерного оркестра, 1972), балеты «Семь красавиц» (Yeddi gözəl, 1952), «Тропою грома» (İldırımlı yollarla, 1958), «Лейли и Меджнун» (Leyli və Məcnun, 1958), Три симфонии (1943, 1946, 1965), симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947), симфоническая сюита «Семь красавиц» (1949), симфонические эстампы «Дон Кихот» (1960) и другие оркестровые, вокально-симфонические, камерные и вокальные сочинения.
Композитор являлся автором музыки к художественным и документальным фильмам — «На дальних берегах» (1959 год), «Сказание о любви» (1961), «Дон Кихот» (1957), «Вьетнам» (1955), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971, производство СССР — ГДР — Болгария — Югославия) и многих других.
Долгие годы Гара Гараев был бессменным председателем Союза композиторов Азербайджана. Его организаторская деятельность на этом посту способствовала выходу азербайджанской музыки за пределы ареала национальной системы, на широкую международную арену.
Будучи выдающимся педагогом, профессором Азербайджанской государственной консерватории (ныне — Бакинская музыкальная академия), Гара Гараев оставил после себя сильную композиторскую школу, представители которой до сегодняшнего дня приумножают славу азербайджанской музыки как у себя на родине, так и за рубежом.
Гара Гараев умер 13 мая 1982 года в расцвете своего творческого таланта. Похоронен в Аллее почётного захоронения в Баку.
Именем Гара Гараева названы: станция метро в Баку, улица в Имишли и проспект в Баку, Детская музыкальная школа № 75 в Москве, Детская музыкальная школа № 8 в Баку.