«Людям в нашей стране непривычно видеть обнаженное тело, хотя я…»
В начале последней декады апреля в Ташкенте в галерее «Bonum Factum» состоялась выставка под названием «Апрель», где были представлены фотографии Сардора Эркинова, живописные работы Бекназарова Екуба и инсталляция Хаджибаева Махмуда.
Информационно-аналитической газете Yencag.Ruудалось пообщаться с молодым узбекским фотографом Сардором Эркиновым, который во время интервью рассказал об основных особенностях своего творчества, своей философии и основных моментах, на которые он опирается, занимаясь искусством фотографии.
— Сардор, во-первых, поздравляем Вас с выставкой. Насколько интересно прошло открытие?
— Спасибо большое. Выставка прошла очень интересно не только для зрителей, но и, в первую очередь, для нас самих. Конечно, для многих подобный вернисаж был чем-то новым и необычным.
— У Вас довольно необычный и нестандартный подход к фотографии. Расскажите нам немного о своей философии и своем видении искусства фотографии…
— Фотография была близка мне с детства, так как мой отец Джахангир Каримов известный узбекский фотограф. Однако, я не только фотограф, но и живописец. Мне хочется объединять в своем творчестве все, что меня интересует, будь то фотография, живопись, скульптура и многое другое.
— На чем Вы стараетесь делать акцент, занимаясь фотографией? В чем, по-Вашему, может быть изюминка кадра, благодаря которой фотография привлечет внимание зрителя?
— Я стараюсь делать акцент на том, что мне интересно и что для меня важно в той или иной работе. Моя цель — помочь зрителю получить ощущение любви, красоты и создать возможность, чтобы он взглянул на окружающий мир по-другому. Ведь даже новый ракурс может многое изменить. Я не диктую что-то в своих работах, я стараюсь дать людям свободу мышления и свободу взгляда на работу. Каждый человек свой творец, он обладает собственным мышлением и воображением.
— Расскажите про Ваши коллажи, которые вошли в проект «Любовь к отцу». Как зародилась идея создать нечто подобное? Почему Вы решили создать именно коллажи?
— Данную серию я посвятил своему отцу. Это мой поклон и уважение ему, которое я проявляю через мои работы. В серии была использована фото-серия отца Улак. Как и мое рождение, мои работы обрели жизнь через работы моего отца. Что касается коллажа, то здесь я совместил фото и живопись, которая уже больше чем живопись, как и фотография, стала чем-то большим, нежели просто фотография. Ведь стоит этим направлениям соединиться, как происходит метаморфоз (улыбается).
— Расскажите более подробно про Вашу инсталляцию, для создания которой были использованы фотографии жанра ню?
— Фото-инсталляция называется «Метаморфоз». Для ее создания я использовал фотографии в жанре ню, которые я снимал сам. Через обнаженные тела я хотел показать изменения в человеке, что с ним происходит в течение жизни. Ведь каждый наш вдох не тот, что был раньше, как и мы сами. Я создал композицию инсталляции так, чтобы при взгляде на нее мы не видели конкретно, что на ней показано. Это что-то большее, чем фото в жанре ню. Это абстрактная фото — инсталляция моего мышления.
— Наверное, Вы согласитесь, что жанр ню может быть неординарно воспринят общественностью, учитывая менталитет и устои узбекского общества. Не подвергали ли Вас критике за такие смелые решения?
— Ну конечно. Было много критики, эти работы даже убрали из основного выставочного зала после открытия. Людям в нашей стране непривычно видеть обнаженное тело, хотя я не вижу в этом ничего плохого. Это самая настоящая правда, это наше тело, то что мы каждый день видим, смотря на себя. Я надеюсь, что это так называемые табу и стыд понемногу уйдут, и критикующие представители нашего общества научатся видеть красоту и, в первую очередь, смысл в этих работах.
— Можно сказать, что своим творчеством Вы ломаете сложившиеся в обществе стереотипы, относительно искусства?
— Каждое новое искусство встречалось с большим недопониманием. Я не говорю, что мое творчество — это нечто новое для мирового уровня, вовсе нет. Дело в том, что мы даже близко не подошли к тем процессам, которые в настоящее время происходят на мировых арт-выставках, в мировом искусстве. Поэтому в нашей стране каждое подобное искусство встречается с большим недопониманием. Моя цель хоть как-то развивать современное искусство, показать скептикам, что искусство – это не просто красивые пейзажи и портреты, написанные маслом, а намного больше. У искусства нет границ, нет рамок.
— Вообще, расскажите о развитии фотографии в Узбекистане? Уделяется ли внимание этому виду искусства? Насколько высок интерес к фотографии среди молодежи?
— В настоящее время я не вижу ничего интересного в фотоискусстве у нашей молодежи. Отмечу, что это мое сугубо личное мнение.
— Интересно было бы узнать творчеством, каких фотографов Вы восхищаетесь? Есть ли у Вас кумиры среди всемирно-известных фотографов и почему Вам нравится творчество того или иного мастера?
— Для меня самый лучший фотограф, чьим творчеством я восхищаюсь, это мой отец — Каримов Джахангир. Он мой вдохновитель и вечный учитель (улыбается).
— Не поделитесь планами на будущее?
— Никто не знает, что будет с нами через какое-то время. Как говорится, поживем, увидим. Отмечу, что сейчас я хочу заниматься тем, что мне нравится, жить, наслаждаясь жизнью, и любить этот красивый мир таким, как я его вижу.
— Сардор, большое спасибо за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи и творческих успехов.
— Спасибо!
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com