Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет вниманию своих читателей интервью с известной азербайджанской пианисткой, лауреатом международных конкурсов Саидой Таги-заде.
Во время нашей беседы Саида ханум рассказала о наиболее значимых этапах своей биографии, проектах, в которых ей довелось принять участие за свою творческую карьеру, о реализованных ею авторских проектах и поделилась планами на будущее.
— Саида ханум, давайте начнем с Вашего образования. Расскажите про школьные годы и педагогов, которые Вам преподавали.
— Я прошла обучение в средней специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, которая всегда славилась своим педагогическим составом. Для ученика очень важно попасть в руки хорошего учителя, который поможет ему раскрыться и будет способствовать развитию его творческих способностей. Мне в этом плане повезло, ведь судьба всегда сводила меня именно с такими преподавателями. Моим первым педагогом по специальности в школе Бюль-Бюля стала Жанна Алиева, которая в настоящее время проживает в Москве, куда она переехала по семейным обстоятельствам, и успешно продолжает там свою педагогическую деятельность. У нее много талантливых учеников, которые ярко заявляют о себе. Вообще зачастую между педагогом по специальности и его подопечными наблюдаются особые отношения, и мы в этом плане не исключение, ведь Алиева Жанна Алиевна стала для меня практически второй мамой и преподавала мне на протяжении восьми лет вплоть до ее переезда в 1998-ом году. Несмотря на это, мы до сих тепло общаемся, у нас прекрасные отношения, которые со временем вышли на уровень коллег. К тому же, она для меня близкий человек, с которым я могу поговорить обо всем и посоветоваться, одним словом, родственная душа.
— Кто Вам преподавал после отъезда Жанны ханум?
— Честно говоря, на тот момент я не знала, кого из школьных педагогов выбрать. Дело в том, что перед отъездом своего педагога в Москву я выступила на Республиканском конкурсе, в котором участвовала вне конкурсной программы, так как не подходила по возрасту, ведь он проводился для музыкантов от 16 до 21 года, а мне на тот момент было всего 14 (улыбается). Тем не менее, я решила проверить свои силы и показаться профессору Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли Юрию Михайловичу Сабаеву. Я предполагала, если его впечатлит моя игра, то, возможно, в будущем он станет моим преподавателем. Мое выступление на конкурсе, видимо, оказалось настолько удачным, что Юрий Михайлович сразу взял меня в свой класс. Помимо этого, во время оглашения результатов было объявлено, что мне присуждают вторую премию, а первую дать не могут лишь по той простой причине, что я выступала вне конкурса. Это достижение уже говорило о многом и стало своеобразным резонансом на тот момент.
В итоге мой педагог уехала со спокойной душой, зная, что я буду учиться у профессора, большого мастера своего дела. Юрий Михайлович стал не просто моим преподавателем, а наставником и другом. Как я уже отмечала, у меня вообще достаточно удачно складывались отношения с педагогами. Никогда не было ощущений ученик-учитель, никакого давления с их стороны, так как у нас больше складывались именно коллегиальные отношения. Мы друг друга понимали. Они относились ко мне как к взрослому человеку, как к личности, предоставляли мне право выбора, советовались со мной, всегда узнавали мое мнение и никогда не пытались навязывать свою точку зрения. Я не знаю, с чем это связано – с их профессиональными качествами или моими особенностями, но именно такой подход и наличие либерально-демократических отношений с преподавателями позволили мне расти, развиваться и раскрываться. Эта свобода в эмоциональном и психологическом плане добавляла мне уверенности в себе.
Так получилось, что я проучилась год у Юрия Михайловича, после чего последний год в школе Бюль-Бюля моим педагогом по специальности стала Наиля Мусаевна Раджабова, замечательный человек и преподаватель, но в то же время требовательный педагог и настоящий профессионал своего дела. Она тоже всегда давала мне право выбора, интересовалась моим мнением, например, предлагала сыграть и послушать, как я вижу то или иное произведение. В этом плане мне повезло, ведь такое встречается достаточно редко. Но все три моих педагога, о которых шла речь выше, обладали именно такими качествами.
— Расскажите про Вашу поездку в Великобританию, когда Ваше выступление транслировалось на радио ВВС. Как это произошло?
— Моя первая значимая поездка за рубеж состоялась в 2000-ом году в Лондон, когда отобрали несколько школьников (струнный квартет и я, пианистка) для выступления в Великобритании. На тот момент я училась в девятом классе и, если сегодня это звучит как-то обыденно, учитывая активную гастрольную деятельность наших музыкантов по всему свету, то для того времени гастроли на Туманный Альбион были достаточно необычным и почетным событием одновременно тем более для школьника. Мы выступили в разных заведениях, включая музыкальные школы, но, пожалуй, самым значимым и весомым для меня событием стал сольный концерт. Помню, как позвонила родителям в Баку и сказала: «Через полчаса включайте радио ВВС, я буду выступать сольно в прямом эфире». Радости родителей не было предела. Они гордились своей дочкой (улыбается). Это был live-концерт, транслируемый по одной из самых престижных и популярных радиостанций в мире. С этого события и началась моя серьезная концертная деятельность.
— Ваше знакомство с нашим земляком, известным пианистом Никитой Южаниным сыграло определенную роль в Вашей творческой карьере…
— Да. В том же 2000-ом году в Азербайджан приехал выходец из Баку, известный музыкант, педагог, профессор университетов Японии и Германии, доктор музыкальных искусств и философских наук, пианист Никита Южанин, проживающий в Финляндии и работающий в Японии. Тогда он давал в Баку мастер-классы, которые мне удалось посетить. Удивительно, но мне повезло не только с педагогами, но и с мастер-классами, ведь мне довелось взять уроки у таких известных музыкантов-пианистов, как Наум Штаркман, Белла Давидович, Татьяна Зеликман, Никита Южанин, Дэниэл Поллак и др. Это весомые и знаковые лица в музыкальном мире. И самое интересное, что после мастер-классов обязательно следовало какое-то творческое продолжение.
Возвращаясь к мастер-классу с Южаниным, отмечу, что ему понравилась моя игра, и он пригласил меня на конкурс в Финляндию, проводимый в рамках летней академии для молодых музыкантов. Поездка прошла успешно, я стала лауреатом конкурса. Ввиду того, что Никита Южанин живет в Японии и Финляндии, данный проект получил организационную окраску двух стран. К слову, после участия в данном конкурсе, мне предложили дать сольный концерт в Японии, который планировался буквально через год после поездки в Финляндию, но по определенным причинам был перенесен на 2003-ий год.
За это время я удачно окончила школу и поступила в БМА к профессору Юрию Михайловичу, у которого продолжила свое обучение. Но до этого в 11-ом классе у нас состоялся знаковый концерт во Дворце Республики (ныне Дворец Гейдара Алиева), для участия в котором отобрали четверых выпускников, в числе которых оказалась и я (улыбается). Мы получили возможность выступить с такими известными и маститыми музыкантами, народным артистами, как Фархад Бадалбейли, Фидан и Хураман Касимовы, Мурад Адыгезалзаде и др. На концерте Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли управлял его художественный руководитель и главный дирижер, народный артист Рауф Абдуллаев. Примечательно, что средства, вырученные от продажи билетов, пошли на восстановление отопительной системы в школе Бюль-Бюля. В те годы там не было отопления, зимой руки замерзали, а для музыкантов они особенно важны. И вот благодаря этому историческому концерту проблема нашла свое решение.
— Насколько продуктивными оказались Ваши студенческие годы в плане концертной деятельности?
— Годы, проведенные в Академии, оказались очень насыщенными. Ежегодно я давала как минимум два сольных концерта, что в принципе для студента считается достаточно хорошей практикой, в моем случае концерты всегда отличались обширной программой, которую мы скрупулезно составляли вместе с педагогом, стремясь сделать ее оригинальной и разнообразной. Я выступала и в Большом зале БМА, и в Зале камерной и органной музыки (Кирха) и на других музыкальных площадках города, несмотря на то, что в тот временной период в столице было не так много концертных залов по сравнению с нынешним временем.
— И вот настало время для поездки в Японию. Чем запомнились гастроли в стране Восходящего солнца?
— В 2003-ем году состоялась моя поездка в Японию. Я, студентка второго курса Академии, выступила с сольным концертом, состоявшим из двух отделений, каждое из которых длилось по сорок минут. В первое отделение вошла мировая классика – произведения зарубежных композиторов, а во второе – сочинения азербайджанских авторов. Перед Японией я сыграла этот концерт в Баку, что стало для меня своеобразной репетицией, позволило прочувствовать программу и настроиться на гастроли.
В общей сложности я пробыла в Японии месяц, будучи вольным слушателем Академии маэстро Никиты Южанина, брала мастер-классы, посещала лекции по музыке. Это, как и концерт, было своего рода наградой за удачное выступление на конкурсе в Финляндии. Вообще поездка оказалась крайне насыщенной. Помимо большого сольного фортепианного концерта в Осаке, у меня были выступления на протяжении мастер-классов. Перед началом концерта меня напугали особенностью японских слушателей. Как выяснилось, у жителей страны Восходящего солнца оригинальная культура посещения концертов. Если зрителям не понравилось выступление, то они уходят, не дожидаясь второго отделения. Таким образом, зал может опустеть даже по ходу пьесы. Честно говоря, я очень волновалась и боялась этого. К тому же, ощущала большую ответственность, стараясь достойно представить свою страну, ее культуру и искусство. Это была непростая миссия. Я невольно понимала, что по мне у японцев сложится представление о наших музыкантах, поэтому постаралась выложиться по максимуму и сделать всё возможное, чтобы выступление прошло удачно, и публика его оценила по достоинству. Моя цель была сыграть так, чтобы зрители остались на второе отделение.
Во время таких серьезных выступлений музыкант обычно выбирает для себя одного зрителя из зала. Во время выхода на сцену я оставила свое внимание на одном таком слушателе, который на протяжении концерта стал своего рода моим маяком, одобрительно кивал, словно говоря, что беспокоиться не следует и всё идет по плану. Выйдя на второе отделение, я окинула взором зрительский зал, который был также полон, как и в начале концерта. Это меня морально успокоило и вдохновило, обрадовало и воодушевило. Второе отделение я играла на одном дыхании. Если сложность первой части концерта состояла в том, что моей целью было исполнить общепринятую всемирно известную классику, то во втором отделении показать всю красоту нашей музыки, которую, скорее всего, большинство зрителей слушали впервые. Конечно, во время исполнения произведений азербайджанских композиторов я была более спокойна и расслаблена, но при этом максимально собрана, не забывая об ответственности, ведь это стало своего рода презентацией нашей культуры. К счастью, музыка японцам понравилась настолько, что после исполнения всей программы меня целых пять раз вызывали на бис. Самое интересное, что японцы были в неописуемом восторге от знаменитой лезгинки Тофика Гулиева «Гайтагы», которая стала визитной карточкой нашего выдающегося композитора. Они просили именно «Гайтагы», так как стали петь хором из зала фрагменты. Это невероятно ритмическое и физически сложное произведение, и представьте себе мое состояние после пятикратного его исполнения (смеется). Но главное – публика ликовала и аплодировала стоя. Японские зрители оказали мне очень теплый прием.
Согласно японской традиции, если им понравилось выступление, после концерта они выстраиваются длинной цепочкой, чтобы получить автографы и выразить благодарность артисту в виде небольших подарочков, например, конфет, печений, поделок ручной работы и т.д. Дело в том, что доброжелательные японцы специально готовятся к приезду иностранного гостя и хотят сделать артисту приятное. Чувствовалось, насколько искренне была эта инициатива. Я тоже не осталась в долгу. Помимо автографов, что-то им рисовала на память, от чего они приходили в восторг. Многие зрители подходили со слезами на глазах, говоря, что эта музыка их растрогала. На самом деле у сдержанных японцев не принято открыто выражать свои эмоции, которые они держат внутри, но бывают моменты, когда это происходит непроизвольно. И азербайджанская музыка смогла это сделать. Интересно, что у японцев не принято дарить цветы на концерте, но они это делают после, и когда я вернулась в отель, обнаружила, что моя комната была просто усыпана букетами.
Действительно этот концерт и поездка в целом оставили в моей памяти невероятно теплые воспоминания. Вообще, Япония – это уникальный мир, другая цивилизация со своей богатой культурой, самобытными обычаями и традициями, некоторые из которых нам кажутся непривычными, но от этого не становятся менее интересными. Одним словом, я до сих пор нахожусь под впечатлением от их уникальной культуры.
— Спустя время состоялось другое значимое событие – Ваша поездка за океан. Расскажите нам ее предысторию…
— Вернувшись в Баку из Японии, я продолжила обучение. Всё шло своим чередом. Но следующая остановка стала важным событием, значимым для любого пианиста. Удивительно, но так получается, что все особенные события в моей профессиональной карьере происходят в форс-мажоре. В конце 2004-го года мне сообщили, что в 2005-ом году в Лос-Анджелесе проводится престижный фестиваль-конкурс имени выдающегося российского композитора Сергея Рахманинова. Мне посоветовали отправить туда свои записи. Изначально я отнеслась к этой затее несколько скептически, ведь к таким конкурсам музыканты готовятся годами также как спортсмены к Олимпийским играм. А на тот момент оставалось не так много времени. Тем не менее, я отправила запись, но не получив ответ в течение месяца, подумала, что, наверное, не прошла, поэтому стала продолжать дальше учиться и упорно заниматься, чтобы попробовать свои силы в будущем. В это время мне с опозданием приходит письмо, оказывается, оно прибыло по почте в Азербайджан, но «гуляло» по инстанциям, поэтому так долго добиралось до своего адресата. Сегодня всё это делается в электронном формате, поэтому процесс происходит гораздо быстрее. Но сейчас не об этом. В письме говорилось, что я прошла отбор и организаторы приглашают меня принять участие в этом конкурсе, до которого оставалось всего 3,5 месяца, а у меня даже нет программы. Подходящих произведений в моем репертуаре было всего два, поэтому, посовестившись с педагогом и определившись с сочинениями, я как можно скорее приступила к подготовке, не теряя времени. Программа получилась обширной.
Особенность этого конкурса состояла еще и в том, что председатель жюри и несколько его членов были наши «соседи». Несмотря на этот фактор, я решила принять участие в конкурсе, понимая, что элемент предвзятости будет присутствовать. Поездке предшествовали три месяца изнурительной подготовки. Разучивание столь сложных музыкальных произведений за такой короткий срок требовало поистине титанических усилий. Под конец мои нервы не выдерживали. Я была на грани нервного срыва, истощена морально и физически. Я играла, а слезы капали на клавиши. Это происходило независимо от меня, насколько изнурительно и изматывающе проходил процесс. Я занималась на протяжении шести часов, потом был небольшой перерыв, и снова шесть часов. Порой всё происходило словно на автопилоте. Но, к счастью, мой труд не прошёл даром. Это «испытание» стало для меня проверкой на прочность и добавила уверенности в себе. Я поняла, что могу за столь короткое время подготовить такую сложную программу.
Естественно, вышеупомянутые члены жюри, пытались меня зажать, причем они долго выбирали способ, как это сделать. Мое выступление пришлось на третий день конкурса. Я играла первой и выступила удачно, о чем свидетельствовали аплодисменты зрителей. После игры ко мне подошли завсегдатаи подобных музыкальных конкурсов, которые отметили, что я стала первым участником за все три дня, кому они поставили все плюсы. Таким образом, я попала в полуфинал, но пройти дальше мне не дали. Помню возмущение зрителей во время объявления результатов, ведь они тоже поняли, что оценки, выставленные мне, оказались необъективными. В итоге я остановилась в шаге от финала, но реакция и комментарии настоящих ценителей музыкального искусства были для меня более ценны, ведь они объективно выражали свое мнение, оценивая именно мою игру. Для них были важны мои профессиональные качества, а не фактор страны, откуда я приехала. Но в целом всё прошло достаточно гладко, я по сей день общаюсь с конкурсантами, которые уже достаточно известные музыканты, а сама поездка и подготовка подарили мне бесценный опыт.
— Но в жизни всё не бывает гладко. В 2008-ом году Вам пришлось столкнуться с двумя потерями… Понимаю, что Вам сложно об этом вспоминать…
— Вернувшись в Баку, я продолжила учиться, выступать, разучивать новые произведения и обогащать свой репертуар. Окончив бакалавриат, поступила в магистратуру, но, к большому сожалению, в 2008-ом году мой педагог Юрий Михайлович скончался, что стало для меня большой потерей и ударом. У нас было много планов на будущее, которые мы хотели осуществить, но жизнь распорядилась иначе. Вообще, тот год стал для меня годом потерь. Помимо педагога, я потеряла свою любимую бабушку, которая с первого дня моей музыкальной карьеры всячески меня поддерживала, продвигала и воодушевляла. Она не давала мне отчаиваться, всегда стимулировала и мотивировала двигаться дальше. Одним словом, была моим идейным вдохновителем и являлась для меня больше, чем бабушка, став человеком, который меня фактически вырастил. Мы с ней постоянно были вместе и, честно говоря, ее кончина стала для меня настоящим потрясением, после чего у меня вообще пропал интерес заниматься творчеством. Желание моментально исчезло, мотивация улетучилась, и я на полтора года просто выбыла из карьеры. Складывалось ощущение, что я словно корабль, оказавшийся в морской пучине, который потерял свой курс и просто блуждает по бескрайним водным просторам, а поймать нужную волну в таком состоянии оказалось непросто. Я старалась себя мотивировать мыслями, что бабушка всегда хотела видеть меня известной пианисткой, поэтому мне нужно взять себя в руки и продолжать заниматься. Однако испытывая сильный стресс и моральную опустошенность, я понимала, что нужно взять паузу и выждать определённое время, собраться с мыслями, чтобы заново вернуться к творчеству. И спустя время я всё-таки пришла в себя…
К тому моменту я уже создала семью. В 2007-ом году у меня родилась дочь Анна, которую назвали в честь бабушки. После моего возвращения в карьеру я в 2010-ом году впервые выступила на II Международном Габалинском музыкальном фестивале, исполнив рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром.
— Всем известно, что для музыканта выступать после столь долгого перерыва не просто. Как Вы готовились к своему возвращению на большую сцену?
— Учитывая полуторагодичный перерыв, я решила вернуть прежнюю форму, обратившись к своему школьному педагогу Жанне Алиевне с просьбой найти мне педагога для мастер-класса, чтобы показаться, позаниматься и подготовиться. Мне важно было узнать мнение со стороны о моей игре, определить моменты, которые нужно подработать, чтобы уверенно двигаться дальше, а для этого требовалась помощь квалифицированного преподавателя. Тогда я и познакомилась с заслуженным педагогом России, завкафедрой фортепиано Центральной музыкальной школы при московской консерватории имени П.И.Чайковского Миры Марченко. Это знакомство, как покажет жизнь, станет судьбоносным. Примечательно, что мы сразу нашли с ней общий язык словно были знакомы целую вечность, прониклись взаимным уважением, понимая друг друга с полуслова. Как говорится, поймали одну волну. Мы плодотворно позанимались, я получила дельные советы. Одним словом, мастер-класс получился продуктивным. Обретя прежнюю форму, я успешно выступила на фестивале в Габале, после чего стала активно заниматься творчеством, играть и как прежде получать удовольствие от самого процесса.
В тот период стала больше выступать в паре с заслуженным артистом Азербайджана Алексеем Милтых. Возможно, хотелось разнообразия и с другой стороны играть сольно, когда у тебя дома маленький ребенок достаточно сложно, поэтому такой формат выступлений (камерный дуэт) стал наиболее приемлемым, позволявшим и играть, и заниматься воспитанием. Наш дуэт неоднократно представлял Азербайджан на различных фестивалях и вечерах классической музыки в Германии, Беларуси, США, Франции, Италии, России и других странах. Помимо выступлений в дуэте, я всегда играла сольно, что позволяло мне поддерживать тонус и оставаться в форме.
— А если говорить о Ваших гастролях, где Вам удалось выступить после фестиваля?
— Я стала постоянным участником Габалинского фестиваля. Мои выступления носили регулярный характер, где я играла и в дуэте, и сольно. Это замечательное культурное событие, куда я всегда готовилась с особым желанием.
Наше первое выступление в США состоялось в 2012-ом году в «Bargemusic», представляющем собой концертный зал на барже и являющимся местом классической музыки и культурной иконой в Бруклине. Основанный в 1977 году, он расположен на переоборудованной кофейной барже, пришвартованной у причала Fulton Ferry Landing на Ист-Ривер, недалеко от Бруклинского моста. Там в свое время выступали маститы музыканты, такие как Миша Майский, Белла Давидович, Валида Расулова, Марк Песканов и др. Одним словом, достаточно солидный контингент, поэтому попасть в этот концертный зал довольно непросто.
Самое интересное, что после этого концерта, на котором, видимо, присутствовал кто-то из «Carnegie Hall», нас пригласили выступить в этом легендарном концертном зале Нью-Йорка. Приняв приглашение, мы определились с программой, начали подготовку. Я вела переговоры и занималась всеми организационными вопросами. К слову, в то время у меня уже родился сын Никас.
Говоря о концерте, отмечу, что он прошел удачно, но наше выступление совпало с сильным снегопадом, а если в Нью-Йорке идет снег, то как и в Баку, жизнь там словно останавливается. Удивительно, как Баку и Нью-Йорк похожи не только по своим климатическим особенностям, но и по темпераменту. Из-за снегопада на концерт пришло не так много людей, как ожидалось изначально. К слову, настоящий артист готов выступать, даже если в зале присутствует всего один зритель. Так получилось, что природная стихия внесла свои коррективы. Конечно, это нас немного расстроило, но, видимо, так было задумано, ведь история имела свое продолжение.
Примечательно, что на этом концерте присутствовала Белла Давидович, которая узнала меня спустя 11 лет после своего приезда в Баку в 2003 году, когда она давала у нас мастер-класс. Поразительно, но она даже запомнила произведение, которое я играла ей в Баку.
Вернувшись в Баку, мне пришло сообщение от организаторов, которые в письме приносили нам свои извинения по поводу природных условий, которые воспрепятствовали стопроцентной зрительской явки на концерт. Далее представители «Carnegie Hall» отметили, что им настолько понравилось наше выступление, что они вновь приглашают нас дать концерт в Нью-Йорке. Дважды получить приглашение выступить в столь именитом концертном зале, особенно, когда инициатива целиком и полностью исходит от самих организаторов, дорогого стоит.
Во избежание природных катаклизмов мы запланировали нашу поездку в Нью-Йорк на осень. На этот раз наш камерный дуэт выступал вместе с американской певицей Андреа Аксельрод. Получился интересный концерт с разнообразной программой. Я играла сольно, и в дуэте, и в трио с вокалом. Специально заранее отправила певице романсы Тофика Гулиева, несколько из которых она выучила и исполнила на концерте, причем на азербайджанском языке. Мои объяснения текста вокального произведение позволили ей прочувствовать романс, понять его тонкости и особенности, а корректировка произношения сделала свое дело. Ее пение стало настоящим подарком для американской публики и с особым трепетом было встречено представителями азербайджанского дипкорпуса, которые присутствовали в тот вечер на концерте. Они буквально кричали от восторга, получив такой оригинальный сюрприз, когда американская певица исполняла произведения азербайджанского классика на языке оригинала. Второй концерт, ставший своего рода реваншем, прошел просто на ура, собрал аншлаг и оставил неизгладимый след в нашей памяти.
— Расскажите про Ваши гастроли в Корею. Как Вы туда попали?
— Как-то нам позвонили из министерства культуры и сообщили, что нужно отправить записи в Корею, где планируется большой концерт. Как выяснилось позже, записи послали не только мы, но буквально спустя месяц нас оповестили, что организаторы остановили свой выбор на нашем камерном дуэте, причем они выбирали музыкантов из 16-ти государств, которые смогли бы сыграть на открытии весеннего сезона. Нам было приятно, что среди стольких стран мира приглашение получили именно мы.
Помимо дуэта, мы выступали вместе с известной южнокорейской классической скрипачкой Бомсори Ким, в настоящее время гастролирующей по всему миру, а на тот момент она стала лауреатом четвертой премии конкурса имени П.Чайковского. У нас была большая программа. Опять же дуэт, соло, трио. Мы исполнили одно европейское трио, а второе – азербайджанского композитора Мусы Мирзоева. Концерт под названием «Приглашаем в Азербайджан», организованный Фондом Кореи, состоялся 17 апреля 2015-го года в Сеульском Арт-центре (Seoul Arts Center) — одном из главных культурных комплексов Сеула.
— Как для Вас складывался тот год в плане выступлений?
— Тот год получился достаточно активным и насыщенным. Мы также выступали в королевском замке в Польше, что стало для нас интересным опытом. Нас пригласило посольство Азербайджана в Польше. Была обширная программа: соло, дуэт и трио. На этот раз вместе с нами играл мой брат, скрипач и дирижер Джавад Таги-заде.
Вообще было много интересных концертов, причем в разных странах мира. Куда бы я не ездила, всегда стараюсь включать в программу и исполнять азербайджанскую музыку, знакомить публику с нашей уникальной и богатой культурой. Сочинения отечественных композиторов всегда встречаются с неподдельным интересом. Несмотря на большую политику, которая проводится государством, направленную на популяризацию нашей культуры, все еще остались люди, не знакомые с нашим искусством. Их реакция бывает очень интересной. Они удивляются, насколько богата и разнообразна сокровищница азербайджанской музыки, которая не может оставить равнодушным ни одного слушателя. Покоренные красотой, колоритом и самобытностью нашей музыки многие просят ноты, и это очень приятно. Поэтому со своей стороны стараюсь использовать любую возможность для популяризации нашей культуры, особенно во время зарубежных гастролей.
— Расскажите про Ваше выступление на Африканском континенте.
— 12-13 ноября 2014-го года в городе Йоханнесбург (ЮАР) состоялся концерт «От Габалы до Йоханнесбурга. Музыка не знает границ», посвященный 90-летию со дня образования Нахчыванской Автономной Республики и 20-летней годовщине торжества демократии в Южно-Африканской Республике, в котором мы приняли участие. Мероприятие было организовано азербайджанской дипмиссией в ЮАР совместно с Министерством культуры и туризма Азербайджана и Южно-Африканской НПО «Друзья Азербайджана». Выступления два вечера подряд проходили на сцене знаменитого концертного зала «Линдер».
В течение двадцати дней мне предстояло выучить «Концерт на арабские мотивы для фортепиано с оркестром» выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова и знаменитой пианистки — композитора Эльмиры Назировой, где были использованы арабские народные песни и танцы. На этот раз мы поехали вместе с народным артистом Азербайджана Ялчином Адыгезаловым и выступали с Йоханнесбургским филармоническим оркестром, отличающимся международным составом, куда помимо местных музыкантов входят оркестранты из разных стран мира. Они очень хорошо прочувствовали нашу музыку. В концертную программу также вошли произведения Гара Гараева, Солтана Гаджибекова и мировая премьера Севды Ибрагимовой «Признание».
— Давайте поговорим о Вашем авторском музыкальном фестивале «Симург». Насколько мне известно, в реализации данного проекта Вам помогла Мира Марченко, с которой спустя несколько лет после мастер-класса 2010-го года ваши пути вновь пересеклись. Как это произошло?
— Это действительно забавная история (улыбается). Если говорить об идее зарождения фестиваля «Симург», то она вынашивалась достаточно долго, примерно 5-6 лет. На протяжении этого времени я обдумывала, как можно ее воплотить в реальность. Вопрос финансовой поддержки оказался достаточно сложным, время шло, поэтому я стала действовать и решила обратиться к Мире Марченко. После того мастер-класса мы практически не общались, жизнь шла своим чередом, уже прошли годы. С одной стороны, в голове проскальзывала мысль, а может она меня вообще забыла, но в глубине души теплился слабый лучик надежды, который не угасал. К тому времени, Мира Алексеевна стала еще более известным педагогом благодаря успехам своих талантливых учеников, которые начали уверенно заявлять о себе и буквально гремели на весь мир. Возможно, мною двигал некий дух авантюризма, что несмотря на свой сложный график работы и невероятную загруженность, Мира Алексеевна согласится поддержать мою идею. Одухотворённая этими мыслями я отправилась в Москву.
Но до этого у меня состоялось знакомство и выступление со всемирно известным пианистом, заслуженным артистом России и очень хорошим человеком Александром Гиндиным. Он принимал участие в Международном Габалинском музыкальном фестивале, и мы с ним выступали на одном концерте. Ему понравилась моя игра, там же мы познакомились. Завязался разговор, во время которого я спросила, а почему бы ему не приехать в Баку и не выступить в нашей столице. На что он ответил, что с большим удовольствием даст у нас свой сольный концерт, если появится такая возможность, которую он ждал уже несколько лет. Это был 2017-ый год. Тогда мы решили сделать совместный концерт на два рояля с оркестром. Мы играли в сопровождении нашего симфонического оркестра под руководством маэстро Рауфа Абдуллаева. Я занялась организационными вопросами и фактически реализовала этот проект за десять месяцев. Помню, как Александр Гиндин отметил мои организаторские способности, что добавило мне уверенности в своих силах. Этот опыт оказался полезным и показал, что я могу заниматься проведением подобных мероприятий. И когда я рассказала ему о своей идее касательно фестиваля, он сразу предложил мне свою поддержку.
Но вернёмся к Москве, поехав в которую, у меня уже был один единомышленник в лице Александра Гиндина, а теперь хотелось заручиться поддержкой Миры Марченко. Самое интересное, что я пришла без предупреждения в Центральную музыкальную школу, туда меня каким-то чудом пропустили, видимо, так должно было быть. Как сейчас помню, по памяти нахожу класс, где мы занимались, стучусь в дверь, и тут получилась сцена словно из известной передачи «Жди меня», когда родственники или члены семьи воссоединяются после длительной разлуки. Мира Алексеевна меня запомнила и была очень рада нашей встрече, приняв меня как родного человека. Тогда я подумала, что это предпосылки к чему-то хорошему. Во время нашей беседы я рассказывала о своих выступлениях, гастролях, достижениях и затем перешла к теме фестиваля. Даже будучи окрыленной своей идеей, в голове проскальзывала мысль, что моя собеседница, учитывая свой плотный и крайне загруженный график, может не поддержать мою инициативу, но Мира Марченко не дала мне договорить, сказав: «Саида, я с тобой куда угодно!» Эти слова были произнесены с такой искренностью и теплотой, став для меня прохладным дождем в летний зной. Было невероятно приятно, что Мира Алексеевна сразу меня поддержала и специально для конкурса «Симург» выделила несколько поездок в Баку, несмотря на то, что ее годами ждут на мастер-классы в разных странах мира. А сделала она это, основываясь на нашей дружбе, так как ей понравилась сама идея фестиваля и цели, поставленные перед этим проектом. В итоге фестиваль стартовал, начались прослушивания, мастер-классы и многое другое. Мира Алексеевна с полной самоотдачей включилась в проект, отметив, что в Азербайджане много способных детей, схватывающих на лету.
Отмечу, что Музыкальный фестиваль «Симург» проводится при поддержке Министерства образования, Министерства культуры, НПО «Arts Council Azerbaijan», Baku Media Center, управления «Ичеришехер», главного управления культуры города Баку, Pasha Holding и др.
В рамках «Симурга» у нас проходили концерты, где выступали пианисты Александр Гиндин и Даниил Саямов, которые занимались с участниками фестиваля. Одно из интересных выступлений состоялось в Бакинском книжном центре (Baku Book Center). Мы с Александром сыграли в четыре руки.
Затем был концерт в Международном центре мугама, в котором приняли участие достаточно известные ученики Миры Марченко: Тимофей Владимиров, Софья Меньшикова, Александра Стычкина, Александра Довгань и Валентин Малинин. Несмотря на свой возраст, это уже достаточно зрелые музыканты, поэтому концерт получился ярким и интересным, оправдав все ожидания! Юные дарования выступали с такими известными дирижерами, как Валерий Гергиев, Александр Сладковский и многими другими, а всемирно известный пианист Денис Мацуев уже практически не обходится без их выступлений на своих концертах.
К тому же в текущем году в рамках регионального проекта «Кура II» Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ПРООН-ГЭФ) в Бакинском книжном центре, а затем и в Пространстве современного искусства YARAT для школьников проводились познавательные лекции, посвященные рациональному водопользованию и проблемам реки Кура, организованные при участии НПО «Arts Council Azerbaijan», Baku Book Center/YARAT, Музыкального фестиваля «Симург» и при содействии Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана. Участники фестиваля «Симург» также выступали на этих лекциях.
— Расскажите про особенности фестиваля и его основные задачи…
— В этом году программа музыкального фестиваля «Симург» более насыщенная. Если прошедший фестиваль был только для пианистов, то в этом году мы будем выбирать детей среди всех специальностей, включая струнников, вокалистов, народников и т.д. В рамках фестиваля запланировано проведение художественных выставок, так как чаще всего многие юные музыканты неплохо рисуют. Одним словом, будем выявлять грани талантов. В этом нам поможет руководитель НПО «Arts Council Azerbaijan» — азербайджанский художник и искусствовед Дадаш Мамедов.
Основная цель фестиваля — предоставить возможность нашим талантливым детям проявить себя и продемонстрировать свои творческие способности. Безусловно, все дети талантливы. Главное, прислушиваться к мнению ребенка, и талант проявится сам. Наша же цель – искать ярких юных музыкантов, учить их правильно и артистично вести себя на сцене, ведь настоящий концертный музыкант должен не только блестяще и интересно играть, но и уметь держаться на сцене, выглядеть на все 100%, а этому нужно учиться. Мы также планируем отправиться на поиски юных талантов в регионы, как в свое время это делал великий Узеир Гаджибейли. Нам сегодня необходимо возобновить эту замечательную практику, которая принесет пользу развитию нашей культуры и подарит новых самородков.
К тому же, в рамках Музыкального фестиваля «Симург» при организационной поддержке НПО «Arts Council Azerbaijan» стартовал новый образовательный проект «Музыка для всех», состоящий из цикла лекций. Основная цель проекта — дать минимальное представление об основах музыки и воспитать музыкальный вкус, а также подготовить слушателей уже с детства. «Музыка для всех» — это очень важный и нужный проект о музыке, композиторах, музыкальных инструментах. Выступить в качестве куратора проекта мне предложил его автор – Дадаш Мамедов, с которым мы активно сотрудничаем и проводим совместные мероприятия.
Пилотный проект прошел удачно и достаточно интерактивно, участники лекций впитывали информацию как губки, задавали вопросы по теме и проявили большой интерес. В этом особая заслуга лектора — музыковеда, преподавателя Музыкальной школы №21 имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей Севды Мамедовой (Гасановой). Это настоящий профессионал, любящий свое дело, поэтому я обратилась именно к ней. У нее прекрасные отношения с детьми, она умеет управлять большим группами слушателей, удерживать их внимание. Дети ее хорошо слушаются и любят. Севда интересно рассказывает и может увлечь детскую аудиторию, что достаточно непросто.
В общем, мы не хотим на этом останавливаться и планируем продолжить данный проект, так как желающих много и интерес высок, хотя современных детей увлечь достаточно непросто, учитывая большое число отвлекающих факторов, включая всевозможные гаджеты. Темы для будущих лекций уже определены. Приятно, что после пяти лекций мы получили столько положительных отзывов. Если первый цикл включал информацию о музыкальных инструментах, композиторах, интересных историях и случаях, связанных с музыкой, то в будущем, когда откроются театры, мы планируем водить туда наших участников, чтобы развивать у них вкус к качественной музыке, обучать правилам поведения на концертах и т.д. Одним словом, предстоит большая, но интересная просветительская работа, которой мы планируем дать старт с началом нового учебного года.
К тому же, в настоящее время мы прорабатываем формулу осуществления мастер-классов и других мероприятий в рамках фестиваля «Симург», учитывая пандемию коронавируса и карантинные ограничения.
Кроме того, в рамках музыкального фестиваля «Симург» при организационной поддержке НПО «Arts Council Azerbaijan» мы планируем и дальше проводить тематические культурные вечера, которые этим летом проходили на открытой террасе столичной галереи «Art Tower», расположенной в сердце Баку — Ичери шехер, и вызвали большой интерес у посетителей, собрав массу положительных отзывов.
— А теперь поговорим о Ваших выступлениях в Париже.
— В июне 2019-го года в Азербайджанском культурном центре в Париже состоялся вечер музыки Адили Гусейнзаде, посвященный 100-летию принятия законопроекта, предоставляющего право женщинам страны голосовать. Организаторами выступили посольство Азербайджана во Франции, Ассоциация друзей Азербайджана при содействии Азербайджанского дома в Париже.
В концертную программу вошли знаковые произведения А. Гусейнзаде — инструментальные опусы, песни и романсы, миниатюры из вокального цикла «Ощущения», написанного на стихи Расула Рзы и Нигяр Рафибейли. Вокальную лирику представила публике народная артистка Азербайджана Фидан Гаджиева. Я исполнила редко звучащую фугу для фортепиано композитора, а в дуэте с Алексеем Милтых — Сонатину для виолончели и фортепиано Адили Гусейнзаде. В фойе концертного зала были выставлены ноты, компакт-диски с записью произведений композитора и книга музыковеда, профессора БМА имени Узеира Гаджибейли Зумруд Дадашзаде «Композитор Адиля Гусейнзаде. С любовью родилась», которая также выступила с докладом о творческом пути А.Гусейнзаде – первой азербайджанки, получившей профессиональное композиторское образование.
В ноябре 2019-го года я приняла участие в проекте «Шостакович – Гараев – Ализаде». Концерты «Шостакович – Гараев – Ализаде», начиная с 2005 года, постоянно проводятся под эгидой Центра в больших концертных залах, а также в самом Центре Шостаковича, расположенном в Париже и поддерживаемым вдовой композитора — Ириной Антоновной Шостакович, которой и принадлежит идея проводить ежегодно в Париже концерты под рубрикой «Шостакович и его ученики».
В исполнении Франгиз Ализаде прозвучала «Music for Piano», затем она рассказала присутствующим о крепких связях, которые много лет существовали между Д.Шостаковичем и азербайджанской музыкальной культурой. В программу вошли произведения Гара Гараева и Дмитрия Шостаковича. Вместе со мной в концерте приняли участие скрипачка Умида Аббасова и пианист Вургун Векилов, а также французский виолончелист Мэтью Леже, исполнивший пьесу «Oyan!» Ф.Ализаде.
После этого в декабре того же года вместе с Ф.Ализаде мы отправились в Москву, где приняли участие в концерте «Камерная музыка азербайджанских композиторов», организованном Союзом композиторов Азербайджана (СКА) при поддержке посольства Азербайджана в России, который прошел в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. В программу вошли сочинения азербайджанских композиторов.
В январе 2020-го года был концерт в Париже, посвященный 30-ой годовщине кровавых событий 20 января 1990-го года в городе Баку. Своим выступлением мы почтили светлую память жертв этой ужасной трагедии.
— Во время Второй Карабахской войны, когда наша доблестная армия во главе с Верховным главнокомандующим освобождала один район за другим, отвоевывая каждую пядь родной земли у армянских агрессоров, деятели культуры не только вели информационную войну и старались максимально информировать своих зарубежных коллег об истинной истории этого конфликта, но и выступали с конкретными инициативами. А Вы призвали коллег объединиться, чтобы защитить наши музыкальные произведения от многочисленных притязаний, которыми то и дело грешат наши «соседи», присваивая образцы нашей культуры.
— Во время Второй Карабахской войны, продлившейся 44 дня и завершившейся справедливой победой Азербайджана, после чего наша страна смогла восстановить свою территориальную целостность и изгнать оккупантов со своих исконных земель, деятели культуры, как и другие представители нашего общества делали все возможное для Победы.
Прежде всего, хотелось бы выразить глубокие соболезнования семьям наших шехидов, пожелать скорейшего выздоровления раненым солдатам, и выразить огромную благодарность всем, кто участвовал в восстановлении целостности нашего любимого Азербайджана — мы в неоплатном долгу перед нашими Героями! Для каждого из нас это было долгожданное, но, в то же время неожиданное событие, которое стало реальным благодаря тонкой и изысканной политике нашего уважаемого и действительно любимого народом г-на Президента.
В это непростое время пандемии, а для нас еще и войны, нам, общественным деятелям, деятелям культуры — музыкантам, артистам, художникам пришлось особенно тяжело. Уверенна, что не только меня волновал и возмущал тот факт, что наши «соседи» любят присваивать то, что им не принадлежит. В том числе и нашу музыку, как народную, так и написанную нашими композиторами. Поэтому и пришла эта идея, организовать серию онлайн-концертов. Ввиду того, что по всему миру проживает немало наших музыкантов, по большей части мы все, к счастью, лично знакомы, я решила обратиться к друзьям с предложением сделать небольшие live-концерты, в которых они будут играть нашу музыку, рассказывать о наших композиторах и исполняемых произведениях на тех иностранных языках, которыми владеют, чтобы донести правдивую информацию как можно большему числу людей.
Очень интересное и познавательное выступление было у моей коллеги, проживающей в Германии, Фидан Агаевой-Эдлер, с прекрасной программой выступили Зариф Керимова и Наргиз Алиева, Ляман Гусейнова. Я очень благодарна своему большому другу Сахибу Пашазаде, с которым мы сделали свой концерт. Я придумала небольшую «фишку» при составлении афиш. Фоном обязательно было что-то олицетворяющее Карабах с «говорящим» названием концерта, где использовались карабахские мотивы. Не зря говорят, что случайности не случайны. Так, например, наш концерт с Сахибом должен был изначально состояться 7 ноября, но по уважительной причине мы его перенесли на 11 число. Примечательно, что на нашей афише я поместила фотографию ключа от города Шуша и назвала концерт «Biz gəlirik, Şuşa». А уже 8 ноября Президент объявил об освобождении нашей культурной столицы! Поэтому мы переименовали концерт на «Biz gəldik, Şuşa» и выступали с совсем другим настроением. Двухчасовой концерт мы открыли произведением для фортепиано молодого азербайджанского композитора Рамина Кулиева в память о всех шехидах. В программу вошли сочинения карабахских композиторов или выходцев их этого региона. Концерт завершило произведение «Шуша» Фархада Бадалбейли. Одним словом, всё получилось символично и продумано до мельчайших деталей, что позволило передать атмосферу одухотворения и ликования нашего народа. На протяжении вечера мы не только играли произведения, но и рассказывали про нашу богатую культуру, музыку и историю страны, проводя просветительскую работу и информируя зарубежных слушателей.
— Планы на будущее?
— Планируются новые проекты, о которых вы обязательно узнаете. Буду продолжать работать, творить и ни в коем случае не останавливаться.
— Саида ханум, большое спасибо за интересную содержательную беседу. Мы Вам желаем удачи и творческих успехов.
— Благодарю за интерес к моему творчеству.
Фотографии предоставлены Саидой Таги-заде
Рустам Гасымов