Интервью Novayaepoxa.Com с известной азербайджанской пианисткой, лауреатом международных конкурсов Саидой Таги-заде.
— Саида ханум, в каком возрасте Вы стали заниматься музыкой? Кто обнаружил Ваши музыкальные способности?
— Музыкой я начала заниматься с 6-ти лет, но «артисткой домашнего театра» была еще задолго до этого. С раннего детства пела, танцевала для домашних. В нашей семье, так или иначе, все имеют отношение к музыке. Не буду уходить вглубь, это надолго (смеется). Папа, несмотря на то, что имеет медицинское образование, в детстве закончил музыкальную 7-летку. Мама начала свое образование в музыкальной школе имени Бюль-Бюля как пианист, а консерваторию закончила, как теоретик. В итоге она стала педагогом по теории музыки. Естественно, с такими знаниями обнаружить у меня музыкальные способности было нетрудно. Семью смело можно назвать творческой! Родители неплохо рисуют, что передалось от них и мне.
-Вы сразу выбрали фортепиано или другие музыкальные инструменты тоже имели место быть?
— Обнаружив мое увлечение музыкой, папа решил меня показать своему знакомому, на тот момент директору школы Бюль-Бюля, Фаику Дашдамирову. Пообщавшись со мной и прослушав, он настоял на том, чтобы я поступала в эту школу. Видимо, он сразу «раскусил» меня, почувствовав во мне маленького максималиста (улыбается). Поэтому, задал свой вопрос именно мне, а не папе, заранее зная, что слово «обыкновенной» меня не прельстит. Вопрос звучал так: — Ты хочешь учиться в обыкновенной школе или в нашей специальной музыкальной школе? Это и предопределило мою будущую профессию! И, да! Фортепиано было выбрано изначально, окончательно и бесповоротно (смеется)!
-Кто был первым учителем? Кто оказал влияние на Ваше формирование как личности и становление, как музыканта?
— Считаю, что мне удивительно повезло с моим первым педагогом! Ею была Алиева Жанна Алиевна. Мы по сей день общаемся и наши отношения — это больше, чем отношения ученика и учителя. Изначально, у нас сложились самые теплые и правильные отношения. Помимо того, что она в меня вложила в профессиональном плане, она оказала большое влияние на мое формирование как личности! К сожалению для меня, она переехала из Баку, но до сих пор она поддерживает меня в любых ситуациях!
Вообще, мне очень повезло с моими педагогами. В старших классах — Наиля Мусаевна Раджабова. Очень чуткий и тонкий человек, прекрасный советчик и педагог, а в консерватории мне преподавал ныне покойный, к сожалению, Юрий Михайлович Сабаев. У нас была удивительная модель общения — не « учитель-ученик», а больше как коллеги. Первым делом он слушал мою интерпретацию произведения, а после вносил свои коррективы. Я была ужасно довольна собой, когда ему нравилась моя версия (улыбается).
— У Вас есть кумиры среди азербайджанских и зарубежных пианистов, чьим творчеством и игрой Вы восхищаетесь и почему?
— Очень люблю манеру исполнения Бориса Березовского. Он играет с достоинством и «по делу». Из азербайджанских пианистов на первом месте для меня стоит Фархад Шамсиевич Бадалбейли – удивительный человек, музыкант! Восхищает его способность захватить слушателя своим отношением к произведению. Это всегда очень убедительно! Также Егяна Ахундова, Ульвия Гаджибекова, Мурад Адыгезал-заде, Мурад Гусейнов – пианисты с ярко выраженной индивидуальностью. Не видя их всегда можно узнать, кто именно в данный момент играет. Я очень рада, что пришел тот момент, когда я могу назвать этих людей друзьями, коллегами.
— Произведения каких композиторов Вы предпочитаете играть? Есть ли у Вас любимые композиторы и произведения?
— Бывают произведения, которые первоначально не очень нравятся, но их надо играть. В таких случаях я разбираю текст, затем временно его откладываю и играю то, что нравится. Но продолжаю думать об отложенном произведении. Не поверите, но после этого, возвращаясь к нелюбимой пьесе, нахожу в ней приятные для меня моменты и уже играть ее гораздо приятнее. А когда все готово, уже начинает нравиться.
Всегда очень любила Баха и Рахманинова. Мне кажется, я чувствую их музыку. В данный момент работаю над 4-ым концертом Рахманинова – я в него влюблена.
— Вы играете только классику? Любите ли Вы экспериментировать в музыке?
— В основном, конечно, классику. Но временами люблю поиграть джазовые композиции, либо другую популярную музыку. Иногда вношу некоторые произведения в концерты.
— Не пробовали ли Вы сами писать музыку?
— Серьезно, нет. Для себя пробовала, но не выносила ее на публику.
— Нравится ли Вам гастролировать?
— Очень!
— В каких странах Вам понравилось выступать больше всего? Например, самый запоминающийся концерт и почему?
— Я очень рада, что пока ни одна страна, где я была с гастролями, не оставляла неприятный осадок. О каждой стране могу сказать много хорошего. Назову пару примеров. Мои первые гастроли были в школьные времена. И сразу — Лондон! Там мне посчастливилось выступить в прямом эфире на радиостанции BBC. Это выступление также транслировалось и в Азербайджане. До сих пор помню, как удивились мои родные, когда я им позвонила и сказала, чтобы в определенное время они включили радио.
Также очень запоминающей была поездка в Японию в 2003-ем году. Мне только исполнилось 19, а мне предстояло сыграть там сольный концерт. Было много переживаний до, но все прошло замечательно. Также посчастливилось сыграть в таких знаменитых залах, как «Seoul Arts Centre» в Южной Корее, «Zamok Krolewski» в Польше и т.д. Конечно же, считаю огромной удачей в жизни то, что дважды выступала с концертами в «Carnegie Hall».
— Выступая за рубежом, включаете ли Вы в программу концертов произведения азербайджанских композиторов?
-Обязательно! Это, можно сказать, главная цель в заграничных концертах. Показать нашу замечательную музыку! Произведения К.Караева, Ф.Амирова, Дж.Гаджиева, А.Рзаева, Т.Кулиева — наших корифеев. Обязательно исполняю и наших современных композиторов.
-Как зарубежная публика реагирует на произведения азербайджанских композиторов?
— Им всегда очень нравится наша музыка! Встречают с большим интересом.
— Исполняют ли иностранные музыканты произведения Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова и других? Как часто иностранные коллеги просят у Вас ноты произведения наших композиторов?
— Просят и очень часто! Кстати, если в концертах участвует с нами и иностранный музыкант, я заранее отправляю ему наше произведение, которое мы сыграем там вместе. Вот, например, на концерте в Карнеги, вместе с нами выступала американская вокалистка. Она с интересом отнеслась к предложению спеть « Песню о Баку» Тофика Кулиева. И исполнила ее, между прочим, на азербайджанском языке! Восторгу наших земляков не было предела! Также в Сеуле мы исполнили трио М.Мирзоева с известной корейской скрипачкой Бомсори Ким.
-Расскажите о Вашем участии в музыкальных конкурсах? Насколько успешным и плодотворным оно было?
— С детства принимала участие на наших городских и Республиканских конкурсах. Всегда становилась лауреатом. Когда участвовала на Республиканском, изначально «шла» туда вне конкурса, так как на тот момент мне было 14, а участие было возможным лишь с 16. Но, как говорила раньше, мой первый педагог в тот период собиралась переезжать, и мы решили таким образом подвести итог и поучаствовать. Она настроила меня таким образом, чтобы я шла туда спокойно и не боялась того, что еще не доросла по возрасту до этого конкурса. Совершенно ни на что не надеясь, я выступила на первом и втором туре, исполнив все, как будто я просто выступаю с концертом в большом зале консерватории. Когда пришло время оглашения результатов, мы просто из любопытства пошли послушать. Каково же было удивление, когда, объявляя лауреатов II премии, мы с педагогом услышали мою фамилию.
О международных конкурсах могу сказать, что в то время, когда я на них участвовала, все было достаточно сложно и серьезно. Ведь в то время не было таких возможностей и связей с миром. Сейчас масса конкурсов, информацию о которых можно найти с помощью интернета. Поэтому тогда участие конкурсанта из Азербайджана всегда вызывало удивление и повышенный интерес.
-Расскажите о Вашем музыкальном дуэте Таги-заде и Милтых, о своих совместных выступлениях?
— Наш музыкальный дуэт возник очень давно. Со временем, он стал семейным. У нас большая совместная программа. Можно сказать, мы играем всю основную классическую библиотеку для виолончели и фортепиано. Конечно, много и других произведений. Часто выступаем вместе, как в Азербайджане, так и за рубежом. Всегда отмечают нашу слаженность и хороший дуэт.
— У Вас семья музыкантов. Ваш супруг Алексей Милтых, Заслуженный артист Азербайджана, известный виолончелист. Как уживаются вместе две творческие личности?
— Нам повезло, что у нас много точек соприкосновения, но при этом мы очень разные по характеру. Он во всем аккуратен, ему важна точность. Я же более свободно и спокойно на все смотрю. Видимо, сработало то, что противоположности притягиваются. Говорят, что представителям одной профессии, а тем более нашей, сложно ужиться вместе, но не в нашей ситуации. Мы, наоборот, уважаем и понимаем друг друга. Спасибо ему, когда мне нужно готовиться, он может создать такую обстановку, чтобы мне никто не мешал. Аналогичное стараюсь делать и я, когда ему нужно работать больше. Думаем мы похоже, поэтому творческие недопонимания бывают крайне редко. А если и бывают, то к общему мнению мы приходим очень быстро (улыбается).
— Саида ханум, большое спасибо за интересную содержательную беседу. Мы вам желаем творческих успехов и выступлений на самых престижных музыкальных сценах мира.
— Спасибо!
Фото: из личного архива Саиды Таги-заде
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com