«Дистанцирование России и Армении друг от друга будет нарастать»
Ситуация вокруг карабахского конфликта набирает новые обороты. Пашинян пока твердо стоит на мнении о том, чтобы сепаратисты приняли участие в переговорном процессе.
О текущей ситуации вокруг карабахского конфликта рассказал Novayaepoxa.com российский политолог Алексей Фененко.
— Президент Армении заявляет о том, что переговоры с Азербайджаном не могут быть без участия НК. Что данное заявление означает с политической точки зрения?
— Заявления Пашиняна — эти по сути срыв тех хрупких договорённостей, которые были достигнуты в Вене и Санкт-Петербурге в 2016 г. Там ничего не говорилось, об участии в переговорах НКР. Едва ли правительство Пашиняна не понимает последствий этого шага. Скорее, здесь действует более тонкая стратегия создать «управляемый кризис». После срыва договорённостей, президент Саркисян может заявить, что Россия недостаточно защищает Армению. Тогда у Еревана появится официальный предлог для расширения военного партнёрства с НАТО.
Причём выглядеть это будет так, что сама Москва оттолкнула от себя военного союзника. Подобный сценарий Ереван уже частично реализовал в 2014 г. Тогда Армения упрекала Россию в невнимании к локальным столкновениям в Карабахе и поставках оружия Азербайджану. Случайно или нет, но осенью 2014 г. Армения и НАТО подписали Индивидуальный план партнёрства на 2015-16 гг. Ереван мотивировал этот шаг необходимостью «диверсифицировать военное сотрудничество». Подобное может произойти и сейчас.
Новый поворот Армении к НАТО — это уже не совместные учения, которые уже давно ведутся. Речь может идти о появлении в стране американской или французской военной инфраструктуры. Например, предоставление их военно-транспортной авиации права на промежуточную посадку в армянских аэропортах или открытие временных центры наблюдения за совместными маневрами. Армения формально сохранит членство в ОДКБ. Но в стране могут появиться и силы стран НАТО.
— Как Россия оценивает пашинянскую Армению и ее деятельность? С учетом того, что он на ответственные позиции привлечены прозападные кадры?
— В России давно преобладает настороженное отношение к политике Еревана. Примерно с 2003 г. стало преобладать мнение, что Армения стремится балансировать между Россией и НАТО. Насторожённость укрепилась после того, как Армения дважды (в 2005-м и 2014-м годах) расширила формат сотрудничества с НАТО. Эту тенденцию усилило подписание Ереваном соглашения об ассоциации с ЕС. Приход к власти более прозападного руководства — это закономерный результат такой политики. Надежд на серьёзное стратегическое партнёрство в Москве нет.
— Можно ли сказать, что данная политика Армении приведет к войне?
— У России в отношении Армении есть два стратегических приоритета. Во-первых, сохранение ее членства в ОДКБ и ЕАЭС. (Иначе выход Армении будет выглядеть как масштабный кризис этих организаций). Во-вторых, сохранение значимых военных объектов, прежде всего связанной с общей системой ПВО стран ОДКБ. Эти интересы побуждают Москву пока не делать жестких заявлений в отношении Еревана. Но дистанцирование России и Армении друг от друга, видимо, будет нарастать. Вопрос в темпах и скорости этого процесса.
Политика Н. Пашиняна в самом деле может привести к вооружённому конфликту. В Ереване психологически готовы к резким шагам в надежде на мощь своей армии (такие настроения сильны после предыдущей войны в Карабахе 1992 — 1994 гг.). Дополнительным козырем может стать фактическая поддержка нового руководства Армении со стороны США и стран ЕС. В Ереване также надеются, что Россия в критический момент сделает выбор в пользу военной поддержки Армении. (Хотя «Апрельская война» 2016 г. поубавила подобных надежд, усилив недовольство Россией). Все вместе это может создать опасную иллюзию собственной силы.
Беседовал: Анар Гусейнов