Российский эксперт: «Кавказ отдыхал внутри СССР, но этот краткий исторический период для него закончился»
Об итогах года, и что ждет регион Кавказа в 2018 году, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог Григорий Трофимчук.
— Как вы их оцениваете, и что стоит ждать, от предстоящего 2018 года в международной обстановке?
— В мире усилится хаотизация, разбалансировка не несущая малым и слабым странам ничего хорошего. Сила США остаётся на своём месте, она никуда не делась, и теперь Вашингтон должен сам для себя понять, как её использовать в отдельно взятых, конкретных ситуациях. За счёт Трампа, не являющегося политиком, Вашингтону, как оказалось, стало намного легче решать большие проблемы, так как президенту США теперь никого не приходится уговаривать, и многие решения первого в мире лица автоматически списываются наблюдателями на якобы его эксцентричность.
При этом мало кто заметил, что при Трампе США по факту стали сильнее, чем при Обаме. Соответственно, наступающий 2018 будет и дальше готовить почву для американского доминирования по всем направлениям. Постепенно списывая с себя ответственность, Америка всё больше развязывает себе руки по всему миру. Итоги 2017 года – тревожные, куда ни кинь: Донбасс, Северная Корея, Ближний Восток, стык Афганистана и стран Центральной Азии и т.д. Напряжение растёт повсеместно.
Не решено ничего, даже если участники событий этого сильно хотели, – как, например, в той же Сирии, где всё ещё только начинается. Из других отдельно взятых деталей, из которых вытекают стратегические проблемы для всех, кроме США, – это открытое начало поставок оружия Украине. Хотя многие наивно считали, что Вашингтон на это никогда не пойдёт, и даже придумали для подкрепления своей позиции нелепое словосочетание: «летальное оружие». Оружие бывает только летальным и никаким другим, так как убивает по определению, а всё остальное это военное снаряжение, с которым летальный исход никак не связан, хотя и сапёрной лопатой вполне можно убить.
— Какие политические процессы ждут регион Южного Кавказа в 2018 году?
— Жителям данного региона, зажатого между Каспийским и Чёрным морем, надо понимать, что мирное будущее им никто не уготовил. Тем более в обстановке, когда пара Иран-Турция, с помощью РФ, открыто предъявляет претензии Вашингтону. Здесь, как и в случае с Ким Чен Ыном, реальная американская власть (которая сделала Трампа президентом) пока что не выбрала методику реагирования на проблему, с целью её решения. Кавказ отдыхал внутри СССР, но этот краткий исторический период для него закончился. «Рая» здесь больше не будет.
Запад (ЕС, США, НАТО) постепенно и неуклонно усиливает своё влияние на страны Южного Кавказа, но вряд ли с целью сделать его жителей поголовно богатыми. В 2017 году сделан заметный практический шаг в сторону Армении, которая, в свою очередь, радостно шагнула в сторону Евросоюза. Грузия продолжает оставаться безоговорочно прозападной страной, несмотря на все социологические опросы среди грузин, которые все чаще склоняются в сторону снижения конфронтации с РФ. При всех разговорах о приближении, наконец, к решению проблемы с разделом Каспийского моря, на деле, то есть в принципе, она решена быть не может. Не говоря уже о Карабахе, который является идеальной, навечно запасной бомбой, которая может быть подорвана в любой нужный момент.
Постсоветское Закавказье будет двигаться в сторону дальнейшей дезинтеграции, тем более что сегодня имеются новые и вполне «надёжные» инструменты для подрыва региона, которых не было ещё четверть века назад, – как те же армии террористов, за счёт которых можно решить любую региональную проблему. То есть, набор методик здесь достаточно широкий: региональные войны, терроризм, сепаратизм, клерикализм и т.д. Для маленького Южного Кавказа, наивно нацелившегося на мирную трансконтинентальную торговлю и вечную продажу сырья, этого вполне достаточно. Экономика – производная часть политики, а не наоборот.
Поэтому при нерешённых политических проблемах спокойно торговать и зарабатывать деньги жителям маленьких стран Кавказа никто не даст. Они обречены на противостояние и войны. Выход из этой ситуации, теоретически, есть. Например, двусторонние договорённости между Баку и Ереваном теперь уже без всякой помощи западных посредников, которые будут просто отодвинуты в сторону. Но сами участники конфликта на это не пойдут никогда, так как для этого требуется не только политическая воля, но и исключительное, из ряда вон выходящее политическое мышление. Отвечая на вопрос по поводу политических перспектив 2018 года, будет проще сказать, что он будет тяжелее, чем 2017-й. А следующий 2019 во многих отношениях будет тяжелее 2018-го. Теперь уже всё идёт по нисходящей. При этом денег для населения стран региона будет всё меньше, меньше и меньше. Этот прогноз будет самым точным.
Ниджат Гаджиев