Инцидент вблизи Керченского пролива между кораблями ВМС России и Украины находится на повестке мировых СМИ и экспертного сообщества.
Конфликт между Украиной и Россией в Азовском море прокомментировал для Novayaepoxa.Com российский эксперт, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», кандидат политических наук Артур Сулейманов.
— Господин Сулейманов, несколько слов об инциденте в Азовском море… стороны обвиняют друг друга. По-вашему, кто кого провоцировал?
— Инцидент в Азовском море, который произошёл 25 ноября, следует отнести к геополитической провокации и спекуляции со стороны украинских властей. Политический истеблишмент Украины изощряется как может, с одной стороны, пытается перед выборами вызвать сочувствие у международного сообщества, а с другой получить дивиденды за усиление конфронтации в российско-украинских отношениях. Всё остальное для них не имеет значения.
За основу берётся крымский фактор, который для Российской Федерации является решённым вопросом и пересмотру не подлежит (16 марта 2014 года прошёл Референдум о статусе Крыма на котором проголосовало 95,6% избирателей при явке 89,5%, определивший судьбу полуострова), который начинает «накручиваться», заполняться однобокими контентом – нарушена целостность Украины. Интересно, на что рассчитывает украинская власть? Референдум прошёл, историческое воссоединение состоялось и все прекрасно понимают, что такова сама воля крымчан.
Полагаю, что украинской стороной подготовлен целый пакет провокаций, которые так или иначе согласуются с санкциями США против России. Азовский инцидент – это всего лишь один из примеров провокационных технологий. Дальше может быть больше.
Руководство Российской Федерации прекрасно всё понимает. Поэтому такая адекватная реакция на провокацию и попытка российской стороны решить проблему на международном уровне, на площадке Совбеза ООН. Хотя и здесь было очевидно, что Запад встанет на сторону Украины. Особенно после эмоционального выступления Никки Хейли и её речи о «едином фронте» против повестки дня России. Знали ли США о предстоящей провокации в Азове? Считаю, что нынешние украинские власти ничего глобального не решают без одобрения США. Заседание Совбеза ООН было показательным. Россию и её повестку дня поддержали Казахстан, Китай и Боливия, что тоже говорит о многом — о близости взглядов на американоцентричный мир.
— Как будут развиваться события в дальнейшем? Россия может закрыть пролив окончательно для украинских кораблей, как для военных, так и для гражданских?
— Полагаю, что многое будет зависеть от текущего состояния российско-украинских отношений. Россия не преследует цели закрыть Керченский пролив для украинских гражданских судов. Но при этом морские пути имеют стратегическую важность для обеспечения безопасности и стабильности в стране. И если Украина возобновит провокационную практику, то последствия, конечно, будут. Российско-украинские отношения сегодня, к сожалению, переживают не лучшие времена. Проблемы есть, но они разрешаемые. Учитывая ментальную, культурную и историческую близость россиян и украинцев, можно полагать, что кризис когда-нибудь всё же будет преодолён. Для этого, как мне кажется, необходимо исходить из нескольких моментов.
Первое: Современный мир трансформировался. Конкретно для российско-украинских отношений точка трансформации произошла в 2014 году, когда определилась судьба Крымского полуострова. Государствам необходимо жить в рамках изменившейся геополитической реальности, нацеленной на полицентричность (а не американо-центричность или евроцентричность), бесконфликтность с соседями и близкими по культуре народами.
Второе: Российско-украинский кризис имеет серьёзные экономические последствия для государств, особенно для экономики Украины. Стоит отдавать себе отчёт, что западные финансовые дотации не безграничны и распределяются, как говорится, адресно. Т.е. до украинского народа не доходят. Мне кажется украинская власть должна делать акценты на социально-экономическом благополучии своих граждан, мирном существовании, развитии своей экономики, образования, культуры, языка. Достичь всего этого сложно в контексте российско-украинского кризиса.
Третье: Есть определённые надежды на то, что предстоящие выборы в Украине принесут позитивный подтекст в российско-украинским отношениям. Убеждён, что украинцы в своём большинстве сторонники нормализации отношений с соседом. И с приходом «президента-хозяйственника», который не будет озадачен вопросами евроинтеграции, а попытается строить нормальные отношения с Россией, Западом, США, Азией, всё может измениться в хорошую сторону. Президентская власть – это не агония, а ежедневная работа во благо граждан своей страны.
— В Украине СНБО предложило ввести военное положение в связи с инцидентом в керченском проливе. Сегодня Рада одобрило решение Порошенко. Есть мнение, что это повод для спекуляций на выборах, то есть инцидент специально создан и рассчитан на то, чтобы изменить ход политических событий внутри Украины. Что можете сказать по этому поводу?
— Думаю, что определённая взаимосвязь между инцидентом в Керченском проливе и выборами имеется. Учитывая не высокий политический рейтинг П. Порошенко, он всеми способами попытается извлечь из военного положения выгоду: перед США, на Востоке Украины, перед избирателями. Но подобные политические технологии имеют одну особенность, они, как правило, краткосрочны. Позволяют мобилизовать общество и навязать свою волю в экстренных случаях. Как мы понимаем до выборов ещё есть время. Поэтому предполагать, что эффект будет долгосрочны я не берусь. Но не стоит недооценивать союзников П. Порошенко из-за рубежа. У них то точно есть политические технологии на все случаи жизни. Время покажет.
Беседовал: Кавказ Омаров